Общаться можно с любыми людьми. Живая библиотека в Томске

Проект позволяет всем желающим пообщаться с необычными людьми — в основном, представителями тех социальных групп, которые зачастую вызывают непонимание и даже агрессию в обществе. Живые библиотеки регулярно проходят во многих странах мира, но в Томске они пользуются особой популярностью. О своей жизни на этот раз рассказывали пикапер, современный поэт, бездомный, бывший наркоман, человек гомосексуальной ориентации, человек с ограниченными возможностями здоровья, психотерапевт, экстрасенс и буддист. Ожидалось еще участие чайлдфри (человека, решившегося на добровольную бездетность) и эмигранта, вернувшегося в Россию, однако они не пришли.

Всех собравшихся в библиотеке им. Пушкина ждали приветливые волонтеры, горячий чай с печеньем, и откровенное общение с «живыми книгами». Согласно формату томской версии проекта, тот, кто выступает в роли «книги» разговаривает с одной группой «читателей» в течение получаса, а затем принимает следующую группу — и так в течение шести часов.

Виталий

Двадцатилетний томский студент, баскетболист и будущий проектировщик Виталий участвовал в Живой библиотеке в качестве пикапера. Исторически «пикап» (pick up) сложился как знакомство с целью соблазнения, поэтому в обществе сформировался стереотип: пикаперы соблазняют девушек с помощью различных манипулятивных приемов, а затем бросают. Виталий попробовал развенчать этот миф. Да, тренинги по пикапу существуют — в частности, в рамках школы РМЭС (Русская модель эффективного соблазнения). Но секс не является целью пикапера. Он вполне способен на серьезные отношения, если есть взаимная симпатия, и обоим вместе хорошо. Или на несерьезные отношения — если это устраивает обе стороны. По словам Виталия, пикапер отличается от обычного молодого человека тем, что пикапер способен познакомиться с любой девушкой, которая ему понравится, какой бы неприступной она ни казалась. А обычный парень нередко отказывает себе в этом. С другой стороны, среди начинающих пикаперов часто встречаются так называемые «пионеры» — те, кто усвоил теорию, но так и не смог перейти к практике.

Психотехниками для манипуляций пикаперы не пользуются, утверждает Виталий. Имеет значение взгляд — налаживание зрительного контакта. И улыбка. Многие парни не улыбаются, когда заговаривают с девушкой. А зря. Ведь велика вероятность, что тебе тоже улыбнутся в ответ. Что касается «соблазнил и бросил», то современные девушки, отмечает томский пикапер, сами часто бросают парней. Это нормально — расстаться, если люди не подходят друг другу. Если начинают выносить друг другу мозг. Или из-за плохого секса. Взрослые люди часто изменяют друг другу, разводятся. По сравнению с драматическими историями российских семей, в пикапе нет ничего аморального.

Выясняется, что Виталию не чужда романтика, а в девушках он видит не только внешнюю красоту, но и другие достоинства. В последний раз он познакомился с девушкой в мороз. Как выяснилось, она недавно рассталась со своим парнем и знакомиться ни с кем не собиралась, но пикаперу Виталию удалось растопить лед. Его впечатлило то, что она, студентка педагогического университета, знает несколько иностранных языков. Теперь пикапер ждет свидания (возможно, на момент публикации статьи оно уже состоялось).

Пятидесятилетний мужчина пытается вступить с Виталием в полемику. Задает ему вопросы, как будто выясняет его «уровень». Читает ли он книги, и как часто; занимается ли спортом. Так становится известно, что Виталий играл за вузовскую команду по баскетболу, а последней прочитанной книгой была «Элегантная Вселенная» Брайана Грина — про теорию суперструн. Мужчина заявляет, что во времена его молодости парни покоряли девушек своей личностью. Тем, что они достигли успеха как спортсмены. Или даже как каменщики. А сейчас — всякие тренинги, техники. Где, спрашивается, личность? Виталий отвечает что-то неопределенное. Мужчина уходит, не дожидаясь окончания встречи.

Недовольны оказались Виталием и некоторые девушки. «Пикапер вообще ни о чем», — слышится в коридоре после того, как группа уходит. Тем не менее, Виталий оказался одной из самых популярных «книг» на Живой библиотеке.

Галина

Экстрасенс — тоже в числе самых востребованных у «читателей». Красивая женщина со сложной судьбой. Позади — попытка самоубийства с реанимацией и тяжелая болезнь, которую Галина называет «шаманской». Теперь экстрасенс говорит: «Я служу людям». Она считает, что именно для помощи другим ей были даны экстраординарные способности.

На дверях ее кабинета написано «Массаж и психологическое консультирование», но люди часто приходят к ней с проблемами именно как к экстрасенсу. Галина говорит, что она научилась по своей воле переключаться в состояние, когда она «видит». Раньше видения одолевали ее, были неконтролируемыми и мешали жить. Когда начала болеть, то пошла к гадалке, разобраться, а та сразу приняла ее за свою. Галина в первый раз ушла, а гадалка ей вслед кричит: «Все равно вернешься!». Вернулась — в корсете из-за больной спины. Попросила гадалку рассказать, что происходит. А гадалка ей: «Ты сама расскажи».

Непросто складывались отношения Галины с христианством. Когда она, православная верующая, столкнулась с видениями, то испугалась. В церкви экстрасенсов обычно не жалуют. Галина отправилась в один из кузбасских храмов на отчитку (практика изгнания злых духов). Из-за праздника обряд перенесли. Новая дата отчитки выпала на пятницу, 13-е. В общем, несмотря на все усилия, видения не исчезли. Пришлось учиться с ними жить.

«Когда я путешествую, то вижу других богов», — рассказывает Галина. Ее опыт противоречит православной «теории», но она примиряет противоречия в самой себе. С церковью она не рассталась. Во многих храмах ее считали «грязной». Но ей удалось найти храм, где ее приняли, и «своего» духовника. На исповеди она не оправдывается, просто рассказывает все, как есть.

У Галины есть муж, она собирается завести ребенка, но при этом строит планы и на свое будущее как экстрасенса. Она лечит, отчасти принимая чужие болезни на себя. Снимает «порчу». Правда, говорит, что от порчи или сглаза лучше всего спасает любовь. Занимается поиском людей — бесплатно. Самым сложным случаем был поиск тела погибшего человека — в сотрудничестве со следственными органами, которые, стоит отметить, относятся к экстрасенсу всерьез. Тело найти удалось. Но мертвых искать намного сложнее, чем живых, признается Галина.

Перед группой демонстрировать свои способности она не стала. Говорит, что переключается на видение наедине с человеком. Зато рассказала о своем понимании «конца света». Позже, в перерывах Живой библиотеки, к ней то и дело подходили женщины, чтобы поговорить…

Наталья

Ей было 30 лет, когда она разводилась с мужем, встретила женщину, и поняла, что является лесбиянкой. Дочь-подросток не сразу приняла подругу своей мамы, но, скорее, потому, рассказывает Наталья, что в принципе не хотела видеть другого человека в доме. Сейчас в этой не слишком традиционной для России семье отличные отношения.

Проблемы возникли на работе у Натальи — в гимназии. Ее просто уволили. Как узнали — неясно. Сейчас Наталья самостоятельно работает психологом, и в числе ее клиентов много представителей ЛГБТ-сообщества. ЛГБТ — это лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры. Люди, которые не только переживают личные драмы, но и регулярно сталкиваются с нарушением своих прав.

Взять хотя бы планируемый к принятию на территории всей страны закон о «пропаганде гомосексуализма». Среди несовершеннолетних. Но фактически это означает, что гомосексуалы не смогут проводить свои фестивали (образовательные мероприятия) или протестные акции в защиту своих прав. Это, например, право гомосексуальной пары считаться семьей в юридическом смысле. Сейчас получается, что люди любят друг друга, поддерживают друг друга, живут вместе десятки лет, а потом если один из них заболевает — то другого могут не пустить в больницу. Проблема касается вопросов наследства, права на опеку, и всего того, что могут получить любые зарегистрированные в ЗАГСе мужчина и женщина.

Цивилизованный мир движется к тому, что гомосексуальные браки там постепенно разрешают. И что характерно, с появлением подобных законов, в брак вступают пожилые пары! Россия же движется в обратном направлении. Запреты на пропаганду гомосексуализма уже введены в нескольких регионах страны. В других регионах законодательного запрета нет, но власти стараются помешать ЛГБТ-фестивалям. Например, звонят с угрозами владельцам помещений, где такой фестиваль должен был пройти.

Но самая большая беда в том, что закон о пропаганде гомосексуализма касается не только ЛГБТ, но и всего общества, говорит Наталья. В законе под наказуемым деянием понимается «деятельность по целенаправленному и бесконтрольному распространению общедоступным способом информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений среди лиц, лишенных в силу возраста возможности самостоятельно критически оценить такую информацию». То есть, получается, государство регламентирует, какие брачные отношения являются традиционными, а какие нет. Государство, а не сами люди, начинает определять, каким должно быть нравственное и духовное развитие подростков. Значит, делает вывод Наталья, государство в перспективе может решить, например, что левши или зеленоглазые — «нетрадиционны». И что их существование не является «равноценным» существованию праворуких или кареглазых.

Абсурдно? Но ведь в истории уже были примеры, когда евреев и цыган уничтожали лишь за то, что они «неправильные» с точки зрения действующей власти. А в недалеком российском прошлом экстрасенсов отправляли на принудительное лечение в психбольницы.

Допустим, общество сейчас согласится с властями относительно законодательного деления людей на «правых» и «бесправных» только исходя из того, что одни люди чем-то отличаются от других (но не нарушают при этом права других). Тогда Живые библиотеки вряд ли будут возможны. А на следующем этапе в такой стране станет невозможной уже сама жизнь.

Фото: Ziyada Saydutova, «ВКонтакте»



Оцените статью
Добавить комментарий