Как «Роснефть» уничтожает личность вахтовиков, выяснили психологи

Большинство вахтовиков — это мужчины с так называемым низким образовательным статусом. Компания старается выбирать людей, не склонных к рефлексии и не способных отстаивать свои права. То есть, таких, которые не принесут проблем попытками изменить сложившийся порядок вещей. Бывшего сотрудника института — человека мало-мальски юридически подкованного — вряд ли возьмут на работу. Основной стимул тяжелого вахтового труда — это деньги. Зарплаты там начинаются с 50 тысяч рублей, многие получают по 100 тысяч и выше.

Исследователи изучили условия жизни на вахте. Мужчины неделями, а то и месяцами живут в одном помещении по 6 человек. Руководство не разрешает выбирать себе соседей, и нескладывающиеся отношения приводят к конфликтам. В качестве досуга предлагается просмотр телевизора. Однако он находится только в общей комнате. В свою комнату отдельный телевизор ставить запрещено, даже свой. Получается, что жизнь вахтовика все время является публичной: и во время работы, и в часы отдыха.

Российские вахтовики работают в грязи на далеко не самой современной технике (в отличие от иностранцев). Причем жесткий психологический климат приводит к тому, что с машинами обращаются не слишком бережно, и они то и дело ломаются, что приводит уже к негативному экономическому эффекту для компании.

Тем не менее, топ-менеджеры считают, будто на вахте жизнь устроена прекрасно. В вагончиках рабочие живут уже не по 8, а по 6 человек; везде есть кондиционеры; у плазменных телевизоров — экраны с полутораметровой диагональю. Вот, все, что нужно человеку для счастья!

На вахте употребление алкоголя запрещено (штраф — 200 тысяч рублей), но вахтовики — практически, все — отрываются по полной, приезжая домой. Нередки случаи, когда в промежутках между вахтами они уходят в настоящий запой.  Высокие зарплаты позволяют обзавестись квартирой, машиной, всей необходимой бытовой техникой; ездить в отпуск по не самым дешевым путевкам. Но материальные блага — это все, на что рабочие ориентированы в жизни. Они не думают, например, о творчестве или самореализации. Даже профессиональная идентичность у них является неопределенной: «вахтовиками» называют себя любые работники месторождения — от сварщиков до инженеров. Качество семейных отношений вахтовиков при таких условиях психологи оценивают невысоко. Интересно, что в других странах вахтовым методом принято работать по 2-3 года, и заработанных за это время денег хватает на открытие бизнеса вроде автозаправки. В России таким трудом люди продолжают заниматься и тогда, когда им далеко за сорок.

Тяжелым испытанием для людей является дорога на вахту и обратно (только от Красноярска до Ванкора — более 1000 километров). Во время интервью вахтовики признавались, что в пути испытывают состояние «ступора».

Исследователи считают, что все многочисленные вахтовики являются потенциальными клиентами психологов и психотерапевтов, причем платежеспособными. Но они не обращаются к специалистам, а свое тяжелое психическое состояние пытаются облегчить употреблением алкоголя.

Вместе с тем, вахтовики — это те люди, от которых зависят основные доходы бюджета России, основной экспорт страны. Однако работодатель не заботится о том, чтобы их жизнь была хороша не только в материальном, но и психологическом плане. Сами работники месторождений, в принципе, разделяют ценностные ориентиры заказчика. В то время, как психологи сравнивают условия жизни на Ванкоре с практиками сталинских лагерей, вахтовики — огромная масса российских мужчин — переносят свой взгляд на мир в города, распространяя на все общество. Этот взгляд можно выразить в нескольких установках. Первая: много денег — это важно, остальное — необязательно. Вторая: ради денег можно терпеть жесткий режим, несвободу, психологически тяжелые условия труда. Третья: употребление большого количества алкоголя допустимо. Стоит ли говорить, что огромное количество россиян тоже живет в соответствии с этими правилами?..

Фото: «Роснефть»



Оцените статью
Добавить комментарий