Кружева, оазисы, пазл и сибирская идентичность: как быть с брендингом городов

В Сибирь с научно-культурной миссией приехали профессор Технического университета Берлина (TUB) Роланд Познер, руководитель Центра семиотических исследований; профессор Йорг Гляйтер, заведующий кафедрой теории и истории архитектуры Института архитектуры TUB, практикующий архитектор; Весела Григорьева-Познер, доктор музеологии и истории искусств, профессиональный художник и куратор художественных выставок, сотрудник Берлинской галереи. 3 марта 2014 года вместе с заведующей кафедрой социальных коммуникаций ТГУ, профессором Ириной Кужелевой-Саган они дали пресс-конференцию о современны­х подходах к архитектуре и брендингу города. Затем состоялся круглый стол «Актуальность семиотического подхода в современном сетевом информационно-коммуникативном обществе», в котором приняли участие другие исследователи из ТГУ.

Немецкие гости поделились впечатлениями от Томска. Так, профессора Роланда Познера восхитило празднование Масленицы на набережной Томи. С другой стороны, он отметил, что городу не хватает единой концепции, «бренда», с помощью которого Томск мог бы вступить в международную коммуникацию. Если бы у города имелась основная идея и она воплощалась в различных крупных проектах, начиная с архитектуры, то, возможно, Томск мог бы обрести мировую известность. То же самое можно сказать в отношении Томского государственного университета. Вместе с тем, профессор отметил в качестве достоинства ТГУ то, что здесь в научной работе используется междисциплинарный подход — это соответствует мировым тенденциям. Поэтому сотрудничество томского вуза с берлинским может оказаться вполне плодотворным.

Профессор и архитектор Йорг Гляйтер тоже был впечатлен внешним обликом города. По его словам, Томск обладает уникальным собранием архитектурных объектов. Йорг Гляйтер придерживается позиции, согласно которой здания являются масс-медиа, то есть средствами коммуникации. Они «разговаривают» с людьми и между собой, соединяют нас с прошлым, дают нам возможность социализироваться. Такой подход противоречит принятому в современной России, предполагающему, что здание, прежде всего, является экономическим объектом. Но, как отметил профессор Гляйтер, «если вы не заботитесь об архитектуре, то, значит, вам нет дела до культуры». Не исключено, что архитектура играет большую роль, чем язык, в международном общении. Ведь для того, чтобы понять, что выражает здание, не нужен переводчик.

Весела Григорьева-Познер назвала Томск урбанистическим пазлом, где собраны разнообразные элементы. Они представляют различные эпохи и связывают город с каждой из них. С другой стороны, в томской архитектуре присутствуют и различные культуры — например, петербургская или ар-деко. Это значит, что Томск с помощью своей архитектуры сообщается с различными городами и культурами. Весь вопрос в том, чтобы создать такие архитектурные решения, которые позволили бы все элементы соединить гармонично.

Деревянные дома Томска Григорьева-Познер сравнила с «кружевным элементом» городского пейзажа: они попадаются то тут, то там, выступают мягко и деликатно. Кружево очень красиво, но, вместе с тем, оно очень хрупкое, и мы должны это помнить.

Ирина Кужелева-Саган определяет город как место широких социальных взаимодействий. Она обратила внимание на то, что люди сегодня живут двойной жизнью: «реальной» и «виртуальной, то есть в пространстве эмпирического опыта и одновременно в интернет-пространстве. По сути, многие из нас являются «электронными кочевниками», а наши ноутбуки, планшеты и смартфоны — это седло, лук и стрелы. Мы можем учиться и работать, находясь где угодно. Но, как считает томский профессор, кочевникам обязательно нужны оазисы. Это такие места в городах, где люди могут вступить в реальную коммуникацию: кофейни, выставочные и концертные залы, площадки для открытых лекций и занятий спортом. Если город не будет обращать на это внимание, а сосредоточится только на технической инфраструктуре — доступном Wi-Fi, электричестве и транспорте, — то существование человека может свестись к виртуальной жизни его аватара.

Итак, городу нужны и кружева, и оазисы, и возможность собрать мозаику из кусочков пазла. Но как этого достичь? Необычный подход к визуализации значений той или иной территории продемонстрировал доктор философских наук, теоретик культуры Дмитрий Галкин (ТГУ). Его доклад был посвящен нашумевшей (в том числе, в Томске) выставке «Соединенные штаты Сибири». Ее участники в своих работах, фактически, поменяли смысл «традиционной» сибирской идентичности. Холодная, далекая, неуютная и трудная для понимания Сибирь, благодаря этому выставочному проекту, превращается в близкое, теплое и дружественное место, где готовы принять любого гостя; а вся сложность понимания снимается возможностью посмеяться над понятными всем картинками. Таким образом, универсальный язык живописи и графики соединяет Сибирь, например, с Америкой.

Демонстрация Дмитрием Галкиным слайдов с работами выставки в очередной раз показала, что они вызывают только смех и положительные эмоции. По словам исследователя, «Соединенные штаты Сибири» меняют оптику восприятия знаков. «Традиционное» прочтение, допустим, ценностей заменяется новым, неожиданным и живым. Уже не надо заставлять себя быть серьезным и произносить пафосные речи по поводу истории и культуры, а можно просто любить. Свой город или свою страну — такими, какие они есть: своеобразными, противоречивыми, иногда проблемными, но все-таки прекрасными.

Так, может, доверить «брендинг» Томска художникам?

Мария Митренина



Оцените статью
Добавить комментарий