Искусственным интеллектом занялись томские ученые-гуманитарии

Образ «сильного» («самостоятельного») искусственного интеллекта в современной массовой культуре зачастую предстает как нечто угрожающее человеку, во всяком случае — создающее ему серьезные проблемы. Но на лекции Натальи Мишанкиной «Искусственный и естественный – история отношений», или История о том, как ИИ «открыл» ЕИ» проблемные аспекты не затрагивались. В качестве рабочего определения ИИ было выбрано следующее: «Искусственный интеллект в широком смысле определяется как отрасль компьютерной науки, связанная с разработкой компьютеров (аппаратных средств ЭВМ) и компьютерных программ (программного обеспечения), которые имитируют когнитивные функции человека». Лектор уделила внимание истории счетных машин (начиная с древних Китая, Египта и Греции), и часть лекции посвятила нейропсихологии, обратив внимание на то, что «мышление человека можно скопировать, смоделировав машину по принципу строения основных нервных структур».

Далее было произведено сравнение особенностей компьютера (на основе которого может возникнуть полноценный ИИ) и человека с его мозгом и психикой. Так, было отмечено, что компьютер «абсолютно управляем», а человек «обычно готов к сотрудничеству, но при оказании давления может взбунтоваться». В качестве лучшего качества компьютера было выделено то, что он «может обработать большое количество данных за короткий период без выражения недовольства. Приемлем по цене, управляется правилами, легкий, предсказуемый». Сопоставимое лучшее качество человека — «легко может делать суждения, выводы и обобщения. Может передвигаться, знает язык, имеет речь, зрение и эмоции».

Худшим качеством компьютера оказалось то, что он «не может легко учиться сам, с трудом выполняет сложные когнитивные задачи, такие как понимание и генерация языка; имеет большой размер и требует электропитания, что уменьшает его мобильность». Человек, в свою очередь, «имеет ограниченную способность обработки и хранения информации, забывчив, дорог в обслуживании — требует пищи, питья, сна, кислорода, умеренной температуры, а также целого списка биопсихологических потребностей — например, любви, принадлежности к социальной группе, секса, рок-н-ролла и игр».

Другая часть лекции была посвящена когнитивным характеристикам, которые могут быть воспроизведены в системе искусственного интеллекта, а также свойствам естественного интеллекта. Можно ли смоделировать искусственный интеллект на основе представлений о естественном, и стоит ли это делать — пока осталось вне поля внимания. Следующие лекции Натальи Мишанкиной пройдут 12, 17 и 19 марта 2014 года в 18.25 в 302 аудитории 2 корпуса ТГУ. Вход свободный.

Тем временем у томичей, и не только у них, есть другая возможность познакомиться с гуманитарным подходом к теме искусственного интеллекта, изложенном на русском языке. В 2013 году в ТГУ вышла монография доктора философских наук Дмитрия Галкина «Цифровая культура: горизонты искусственной жизни», где ИИ и его воплощению в робототехнических системах только напрямую посвящена целая глава. Автор видит ИИ как одну из сложных и перспективных технологий цифровой культуры, при этом техническое устройство, оснащенное искусственным интеллектом не только способно «мыслить и рассуждать» подобно человеку, но и «функционирует как автономный рациональный агент (действует, достигает результата, адаптируется, реагирует на среду)». В книге обращается внимание на историю концепций ИИ, в том числе на одну из наиболее современных — связанных с искусственной жизнью, где интеллект уже может рассматриваться как эволюционирующая функция адаптивного поведения живых организмов. С одной стороны, Дмитрий Галкин рассматривает ИИ как средство управления сложными техническими системами (например, транспортными или связанными с обработкой устной и письменной речи), с другой — его интересуют перспективы автономности и (возможно, творческой) непредсказуемости устройств и совокупностей устройств, где используется искусственный интеллект. В целом, монография посвящена сложным отношениям технологий и человека на протяжении примерно 50 последних лет, а также возможным перспективам их взаимодействия.

В числе прочего, Дмитрий Галкин рассказывает читателям о позиции исследователя искусственного интеллекта и разработчика робототехники в MIT Родни Брукса: «Искусственную жизнь можно рассматривать как формирование разумного поведения «снизу вверх» через активное обучение и адаптацию к окружающей среде… Простые формы взаимодействия порождают сложные формы автономного поведения, далее формируется и эволюционирует интеллект в зависимости от сложности адаптивных задач (ученый настаивает, что мы не должны выдавать за интеллект человека то, что мы знаем о нем сегодня, поскольку он является продуктом эволюции и в эволюционной перспективе меняется)».

Таким образом, пока ученые изучают интеллект человека через когнитивную и нейропсихологию, некий «разум» машин или даже биотехнологических «сущностей», в том числе — коллективный, вполне может эволюционировать, и, в конечном счете, очевидным образом встретиться с человеческим — причем за пределами той функциональности, которую предназначил машинам человек. В свете подобной перспективы участие людей уже сейчас в просветительских мероприятиях, посвященных загадкам ИИ, выглядит вполне разумным выбором.

Мария Митренина

Иллюстрация: кадр из фильма «Her» об одиноком писателе, который влюбляется в свою операционную систему, обладающую искусственным интеллектом



Оцените статью
Добавить комментарий