Проект предполагает визуальное исследование некоторых художественных отечественных и западных произведений, аналогичных по концепции и исполнению, поясняют организаторы. Сравнивая эти пары, проект пытается ответить на вопрос: почему это происходит?
Делая выставки в зарубежных музеях и галереях, сибирские художники с удивлением обнаружили там первоисточники многих российских шедевров. Они задались вопросом: что такое отечественное «современное искусство»? Почему оно зачастую вторично?
Вот что сообщается в анонсе томской выставки:
«Злой американский журнал «Арт-форум» как-то сообщил, что никакого «российского современного искусства» вообще не существовало. Что всё это – цыганщина. Другими словами: советские, а позже российские «современные» художники смотрели на западные аналоги и делали «похоже». Примеров – масса. Исключений – единицы. Хотя, конечно, были и цитаты, и римейки традиционных сюжетов, и сознательная апроприация.
А «Синие Носы» зафиксировали и обратные взаимовлияния.
Это повелось так с давних пор. Половина шестидесятников были несознательными сезаннистами-постимпрессионистами. В 1980-е «неофициальное» искусство являлось инструментом в борьбе идеологий, основным месседжем был сигнал Западу: «я свой, буржуинский!», но после распада Советского Союза никакая идеология этот инструмент не подобрала… Раньше «современное искусство» было попыткой расширить кругозор, соотнестись с мировыми веяниями. Теперь оно замкнулось в себе, стало модным трендом. Частью стандартизированной культуры, клонирующей арт-бренды. Однако, период бессознательного копирования зарубежных образцов подошёл к концу. Московская биеннале продемонстрировала, что воспроизводить среднестатистический западный мейнстрим мы научились.
Но это мало кого удовлетворяют. Хочется чего-то более энергичного.
Проект призван это подытожить. Современное искусство до сих пор живет дискурсом 1990-х годов. Смежные гуманитарные области (литература, например) развиваются и не стоят на месте. А в «современном искусстве» – застой. «Современные» и «традиционные» приёмы давно равноправны. Важна не имитация тех или иных внешних форм, а исследование и зондирование с их помощью коллективного бессознательного здесь и сейчас. С этим согласны все. Большинство художников так и работают. Надо лишь осознать новые приоритеты».
На выставке будет представлено около 140 парных иллюстраций работ российских и зарубежных авторов. Открытие состоится 2 апреля в 17 часов в Томском художественном музее.