Россия без ГМО: страна по производству сорняков

GlobalSib.com раскрывает основные тезисы и факты, представленные в докладе эксперта.

1. В общемировом масштабе сельскому хозяйству необходимо решить проблему продуктивности и увеличения объема производства при сохранении баланса экосистемы. Такой «запрос» к сельхозпроизводителям обусловлен ростом населения и спроса на продовольствие одновременно с ростом цен на еду и энергоносители, а также обострение мировой проблемы голода. Одновременно развитие сельского хозяйства ограничивают высокий уровень потерь в процессе выращивания, уборки урожая, транспортировки и хранения (он достигает до 40%), а также серьезная нагрузка на экологию.

2. Использование биотехнологий в сельском хозяйстве помогает решению вышеназванных проблем. Так, за 14 лет — с 1996 по 2009 годы — биотехнологии помогли повысить доходы фермеров на 64,7 миллиардов долларов; позволили сократить использование пестицидов на 20%, а негативное влияние на окружающую среду — на 17,1%. «Экономия» земельных угодий составила 75 миллионов гектаров. Вместе с тем, биотехнологии повысили объемы сельскохозяйственного производства — по кукурузе на 130,5 млн тонн, по сое на 85,3 млн тонн.

3. В 2013 году биотехнологические культуры выращивали 18 миллионов фермеров мира. В основном это делается в мелких небогатых хозяйствах развивающихся стран. При этом генно-модифицированный хлопчатник в Китае выращивали 7,5 миллионов фермеров, а в Индии — 7,3 миллиона. 400 тысяч мелких фермеров в прошлом году выращивали биотехнологическую кукурузу на Филиппинах.

4. Генно-модифицированную сою фермеры выбирают по следующим причинам. 60% предпочитают ее «обычной» за счет увеличения урожайности, 20% привлекает уменьшение затрат на гербицид (химические вещества для уничтожения сорняков). Для 15% оказалось важным свободное время, которое позволяет получить работа с генно-модифицированными культурами. Появилось даже специальное название «фермеры четырех недель», у которых две недели в году уходит на посадки, и две — на уборку урожая. Бороться с насекомыми и сорняками в случае с биотехнологической соей не приходится.

5. В России, где ГМ-культуры выращивать запрещено, ситуация в сельском хозяйстве следующая. По данным РАСХН, для выращивания сельхозпродукции используется 77,5 миллиона гектаров посевных земель. По При этом 20% возможного урожая теряется, благодаря сорнякам. Около 15% исчезает из-за патогенов растений, а около 14% съедают и портят насекомые. Таким образом, людям достается лишь немногим больше половины: включая как продукты питания, так и корм для скота.

6. Исследование сельскохозяйственных угодий в Приморском крае показало, что с одного квадратного метра соевого поля можно собрать пять килограммов сорняков, если не использовать гербициды. Получается, отказываясь использовать современные технологии с надежными средствами защиты растений, российское сельское хозяйство весьма успешно производит сорняки.

7. Только страны Европы сегодня потребляют 10 млн тонн генно-модифицированной сои и 15 млн тонн ГМ-кукурузы в год. В США и Китае эти показатели значительно больше. В США 92% посевных земель отданы под биотехнологические культуры.

8. Согласно одному из опросов интернет-портала «Слон», 71% россиян считает, что в обычных растениях генов нет. Они есть только в генно-модифицированных.

9. В суждениях о ГМО часто допускается так называемая «натуралистическая ошибка», согласно которой все «натуральное» — это хорошо, а «ненатуральное» — плохо. Однако натуральными продуктами являются алкоголь, табак, наркотические вещества, смертельно опасные мухоморы и асбест. В этот же «натуральный» ряд попадают сильные яды и так далее.

10. Сегодня в России нет специальных, активно действующих механизмов, регулирующих возможности использования биотехнологий на полях. Но в ответ на призывы отдельных политиков может быть введен мораторий на выращивание биотехнологических растений сроком от 1 до 10 лет. Не поставит ли это Россию в зависимость от других, более продвинутых государств — вот в чем вопрос. Между тем, способность развивать сельское хозяйство в условиях современной технологической конкуренции — это вопрос продовольственной безопасности страны.

Мария Митренина

Материал по теме:

ГМО — это не самое страшное, что может случиться с людьми



Оцените статью
Добавить комментарий