В Бурятии встретили Сагаалган

Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по
астрологическим таблицам. Из-за различий в астрологических исчислениях
в разных странах эти даты могут не совпадать. Так, китайский новый год
примерно раз в четыре года не совпадает с бурятским.

Сагаалган восходит к древним национальным и религиозным традициям монгольских народов. Он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий, передает пресс-служба бурятского правительства. Название происходит от слова «Сагаан» — белый. Сагаалган в старину считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью. В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках. Один из потомков Чингисхана перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы.

Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и всё плохое, накопившееся за предыдущий год.

Характерным элементом праздника является также обряд дугжууба – символического уничтожения в огне врагов веры, который проводится в предпоследний день уходящего года. Для этого обряда изготавливается сор — высокая пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в сор «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают его на костре.

Последний день старого года известен как «буту удэр» — в этот день все верующие должны соблюдать пост, готовить алтарь, вывешивать изображения бурханов (буддийских божеств). Многие в буту удэр соблюдают строгий пост, отказываясь от употребления в пищу мяса и других продуктов, связанных с убийством живых существ. Эти день и ночь необходимо провести в молитвах, по традиции в буту удэр возжигают зула (лампады) и санзай (благовония) в честь хранителей. Вечером все ламы собираются для проведения ритуала почитания богини Балдан Лхамо.

Богиня Шри-Дэви (тиб. Балдан Лхамо) считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до шести утра первого дня нового года, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдан Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.

Новый год по лунному календарю наступает не в полночь, как в европейской традиции, а утром – с восходом солнца.

В первый день Нового года дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло).

Во второй день Нового года совершается обряд запуска «коней ветра удачи». Конь ветра удачи — это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение коня ветра удачи, освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что конь ветра удачи служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.



Оцените статью
Добавить комментарий