В интернете «города будущего» представлены как продолжение настоящего, но модернизированное новыми технологиями. Города будущего, если верить сетям, — это «умные дома», «умные холодильники», «умная система обеспечения», «умные дороги» и прочая умная техника во всех разнообразных вариациях. При этом фактически отсутствует информация о том, как будут в будущем строиться новые общественные отношения, какой будет социальная организованность. Продукция Голливуда, в которой земные корпорации становятся галактическими корпорациями, а доллары — кредитками, имеющими хождение во всех звездных системах, не выдерживает никакой критики, поскольку игнорирует тот факт, что на всём протяжении истории человечества общественные отношения сильно изменялись. При том, что текущий капиталистический строй разрываем противоречиями и подрывает ресурсную базу будущих поколений, рассчитывать на то, что он сохранится в нынешнем же виде, крайне близоруко. Таким образом, у человечества пока нет образа города будущего, так как главное здесь не техника, а новые социальные отношения. В связи с этим нет пока смысла говорить о городах будущего, но можно говорить о будущем города.
Новое, по словам экспертов, придумать не сложно; крайне проблематично придумать то, что делать со старым, в том числе — со старым укладом и старыми взаимоотношениями. Именно утилизация отжившего будет одной из главных проблем развивающихся городов. Важно также понять то, как горожане мыслят город. Можно сказать, что город — это застывшая в камне мысль о нём. Города при этом немыслимы вне системы расселения, которая в свою очередь встроена в смысл, который несет эпоха. Наши же города остались наследниками старой эпохи (плана ГОЭЛРО), которая все ещё оказывает определеяющее влияние. С этим что-то надо делать. Идея новых систем расселения — поле глобальной конкуренции. Тот, кто поймет какой должна быть новая система расселения, получит небывалое преимущество и это смысловое поле становится полем глобальной конкуренции.
Идею новой системы расселения нельзя рассматривать без изменения понимания дома и отношения к дому. Дом — это точка вхождения человека мир. Дома освобождаются от вещей. К примеру, бумажные библиотеки все больше перемещаются на жесткий диск компьютера и т.д. Эксперты утверждают, что только за счет мобильности дома можно начать осуществлять новое расселение.
Другим необходимым условием для развития города является наличие в нём пустых пространств. Ведь только в пустом пространстве можно возвести что-то новое. В этой связи любая компания, которая производит «точечную застройку», втискивая между старых домов новое псевдоэлитное жильё — вредит своему городу и всем его жителям, так как отнимает у города возможности роста. В городе всегда должен быть «достаток пустоты». Если что-то строится, то что-то должно и сноситься.
С учетом всего выше сказанного можно увидеть, что Томск обладает скрытыми конкурентными преимуществами, которые могут дать ему шанс стать уникальным городом на планете.
Первое — «наличие пустоты». В Томске есть почти не застроенный левый берег Томи. На фото — вид из Лагерного сада — места отдыха горожан.
Сама природа подсказывает, что это место не должно застраиваться капитальным жильём. Сильные наводнения сносят то, что можно разрушить и затапливают под крышу всё остальное.
Что можно делать на пустом пространстве? Из левого берега можно сделать полигон, где будут опробованы проекты различных мобильных домов. Это поле для экспериментов как Томского архитектурно-строительного университета, так и для свободных архитекторов. Если бы тот же Детройт состоял не из капитального жилья, а был бы «мобильным городом», то пришел бы в такое удручающее состояние? Стоит вспомнить и недооцененную в должной мере проблему российских моногородов. Создание комфортабельного, легко разбираемого, перевозимого жилья могло бы решить как проблему моногородов, так и проблему нехватки рабочих рук в местах новых строек и освоения месторождений. Нужны строения, которые можно легко и быстро разобрать и без больших финансовых затрат перевезти на одном грузовике на другое место. Все решения можно было бы опробовать на «пустом месте» Томска, которое находится в зоне видимости из Лагерного сада. Заводы мобильного жилья могли бы дать ощутимый источник дохода в городскую казну. Разумеется, если городу не будут оставаться жалкие 10 копеек с каждого полученного рубля дохода, как это происходит сейчас. Но это разговор о честности федеральной власти по отношению к собственному населению, а не вопрос развития города.
В новых строениях каждое лето можно проводить разнообразные фестивали, саммиты, устраивать международные встречи на любой вкус. Под каждое мероприятие создавать свой городок. Таким образом, Томск может на деловом и этно-туризме привлечь достаточные для развития средства. Томские вузы также могут получить богатейшую базу для исследований и внедрения инноваций. Дело за малым — осознать возможности и воспользоваться ими.