Мероприятие собрало несколько человек с плакатами. Однако примерно через полчаса после начала пикета начался сильный дождь.
Вечером того же дня в Томске проходит концерт в поддержку девушек, арестованных по делу Pussy Riot, которое в настоящее время слушается в суде в Москве. Изначально концерт должен был состояться на уличной площадке, однако владелец территории отказался предоставить место, поэтому концерт перенесли в Comedy-pub «Конец Фрунзе» — закрытое помещение. Таким образом, акции в поддержку Pussy Riot в Томске погода помешать не смогла.
История вопроса
В феврале 2012 года феминистская группа Pussy Riot совершила «панк-молебен» «Богородица, Путина прогони!» в храме Христа Спасителя в Москве. Участницы в балаклавах (шапках, скрывающих лицо) забежали на амвон храма, где проводили свое выступление у алтаря с использованием звукоусиливающей аппаратуры, пока не были удалены служителями. Песня «Богородица, Путина прогони!» критикует связь руководства Русской православной церкви, включая патриарха Кирилла, со спецслужбами и Путиным. После этого было возбуждено уголовное дело по ст. 213 Уголовного кодекса РФ (хулиганство), и задержаны три предполагаемых участницы, которые находятся в СИЗО до сих пор (уже пять месяцев). При этом известно, что их «выступление» в храме продолжалось всего порядка 40 секунд.
Мнения
Организаторы пикета против Pussy Riot в Томске, как и многие православные считают, что девушки оскорбили чувства верующих. Однако, как следует из трансляций заседаний суда, панк-молебен вовсе не имел антиправославной направленности. Несмотря на эпатажное поведение, девушки обращались к Богородице (а не, например, к Сатане) с призывом «прогнать Путина», то есть, фактически, очистить российское православие от слияния с государственной властью и ее интересами. Сами обвиняемые утверждают, что не имеют ненависти и чувства вражды к православным, что также подтверждают свидетели.
Кроме того, организаторы пикета заявили о необходимости наказать девушек по всей строгости закона. При этом, по мнению адвокатского сообщества, которое выступило с открытым письмом, действия Pussy Riot именно по закону не являются уголовным преступлением. В панк-молебне не было посягательства на общественную безопасность и нарушения общественного порядка: были всего лишь нарушены правила поведения в православном храме.
В письме, которое подписали более 30 адвокатов и юристов, в частности, поясняется следующее:
«Хулиганские действия – это поведение, недопустимое в любом общественном месте: на улице, в парке, в театре, это ущемление прав всех людей, выражение неуважения ко всем без исключения, независимо от их взглядов, убеждений, привязанностей.
«Оскорбление чувств верующих» ущемляет права не всех, а только отдельной группы людей, тех, кто исповедует определенную религию. Посягая на чувства верующих, виновный ведет себя недопустимым образом в отношении этой и только этой группы граждан.
Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич обвиняются в том, что они нарушили правила поведения в православном храме и именно этим проявили «явное неуважение к верующим посетителям и служителям храма», «глубоко оскорбили и унизили чувства и религиозные ориентиры верующих православных граждан», «противопоставили себя православному миру», «демонстративно и показательно попытались обесценить веками оберегаемые и чтимые церковные традиции и догматы». В опубликованном обвинении участниц группы Pussy Riot нет ни слова о действиях, нарушающих общественный порядок и посягающих на общественную безопасность.
Следствие обвиняет их не в посягательстве на общегосударственный порядок и общественную безопасность, а в нарушении правил и традиций православной церкви. Их поведение не противоречит общегосударственному порядку, не подрывает общественную безопасность: действие тех предписаний и запретов, которые они нарушили, распространяется только на территорию православного храма. Если бы они совершили то же самое вне церкви, их невозможно было бы в чем-либо обвинить: следствие не указывает на нарушение ими каких-либо иных правил, кроме церковных.
Признание их действий «хулиганством» приравнивает правила православной церкви к общегосударственному порядку, означает, что православная церковь – неотъемлемая часть государства. Предъявление обвинения Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич в «хулиганстве» не просто нарушает Уголовный кодекс, оно противоречит светскому характеру нашего государства, закрепленному статьей 14 Конституции России».