Речь идет о реакторе нового типа, который пока существует только в теории. Его особенностью станет замкнутый топливный цикл, позволяющий использовать отработавшее ядерное топливо из старых реакторов, и, таким образом, решить проблему ядерных отходов. То есть, если проект осуществится, то опасные радиоактивные отходы станут источником атомной энергии.
О том, что «БРЕСТ-300» и завод по производству нового типа топлива для него будут создавать на базе Сибирского химического комбината в Северске под Томском, говорится в соглашении между администрацией Томской области и госкорпорацией «Росатом», заключенном осенью 2012 года.
По поводу этого проекта у общественности сразу возникло много вопросов, и они до сих пор не сняты. В ноябре в Томске состоялся пикет против создания и запуска реактора.
Как заявил на собрании Законодательной Думы региона губернатор области Сергей Жвачкин 20 декабря 2012 года, «документ, который мы подписали с «Росатомом» – это, по сути, протокол о намерениях. Окончательное решение по строительству еще не принято ни Правительством РФ, ни «Росатомом». Если такое решение будет принято, то в обязательном порядке пройдут общественные слушания. Пока же, на мой взгляд, нет темы для разговора».
Разговор все же состоялся
Тем не менее, накануне собрания, 19 декабря в офисе партии «Справедливая Россия» в Томске состоялся круглый стол «Проект строительства опытного энергокомплекса на базе ядерного реактора на быстрых нейтронах «БРЕСТ-300» с дополнительной установкой для производства плотного нитридного ядерного топлива в Томской области: «за» и «против». В нем приняли участие, с одной стороны, представители Сибирского химического комбината, а с другой — томские ученые, экологи и гражданские активисты. Напряженное обсуждение продолжалось более двух часов, и перед атомщиками были поставлены вопросы, на которые общественность хотела бы получить ответ.
Во-первых, почти не известны технические решения по конструкции реактора «БРЕСТ-300», которые можно было бы обсуждать с точки зрения их надежности и безопасности.
Во-вторых, нет опыта по использованию плотного нитридного топлива, которое будет загружаться в данный реактор.
В-третьих, нет опыта использования свинцового теплоносителя, предусмотренного проектом по созданию реактора.
До сих пор не ясна позиция «Росатома», будут ли общественные слушания по проекту проводится только в закрытом городе Северске, или все-таки у жителей Томска также появится возможность повлиять на решение о реализации проекта. Дело в том, что согласно действующему законодательству, слушания по потенциально опасным объектам проводятся именно в том муниципальном образовании, где будет осуществляться строительство. В данном случае этим муниципальным образованием является Северск. Но Томск и Северск находятся настолько близко друг от друга, что реактор станет работать в нескольких километрах от жилья томичей. Соответственно, жители областного центра обеспокоены и не могут остаться равнодушными.
Все технические решения относительно безопасности нового ядерного объекта сейчас являются только теорией; ни одно из них не подтверждено практикой.
Логично было бы сначала завершить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по проекту «БРЕСТ-300», и только потом искать площадку для реализации проекта. Но фактически базой для размещения выбран Сибирский химический комбинат, рядом с которым живут более 600 тысяч человек. Современное российское законодательство таково, что получить необходимые разрешения для строительства будет не так уж сложно. Ведь «Росатому» удалось это сделать с проектом Северской АЭС, несмотря на активное сопротивление жителей Томска. И единственная причина, по которой Северская атомная электростанция не будет построена в ближайшие 10 лет — то, что проект оказался экономически неэффективным.
О планах и сроках
Предварительно известно, что разработку проекта «БРЕСТ-300» будут вести еще два года. На 2014-2022 годы намечена реализация проекта (получение необходимой документации, общественные слушания, само строительство). Он обойдется «Росатому» примерно в 40 миллиардов рублей, даст региону 1200 рабочих мест и дополнительную энергию. Мощность опытно-демонстрационного реактора составит 300 МВт. Это в 8 раз меньше, чем могло бы быть у Северской АЭС, но примерно в 6 раз больше, чем у действующей Билибинской АЭС на Чукотке. Мощность Сибирской АЭС в Северске (в составе Сибирского химкомбината), чьи последние реакторы были выведены из эксплуатации в 2008 году, составляла 600 МВт.
Итогом круглого стола по проблеме реактора стало предложение внести в программу мероприятий по сохранению окружающей среды Томской области проведение независимой экологической экспертизы проекта «БРЕСТ-300» — с помощью тендера и за счет бюджетных средств.
Стоит отметить, что никто из участников круглого стола не выступал против атомной энергии и развития атомной отрасли в принципе. Проблема заключается в гарантиях безопасности и в том, насколько уместна эксплуатация экспериментального ядерного объекта в непосредственной близости от двух не самых маленьких городов.
Иллюстрация: из материалов проекта по созданию «БРЕСТ-300»