Киборгизация спасет человечество от агрессивного эгоистичного потребительства

Прошедшая 17-18 октября 2013 года, она собрала значительное количество профессоров и ведущих сотрудников РАН, многих российских университетов. Большинство докладчиков являются докторами и кандидатами философских наук.

2045 год — приблизительное время, когда прогнозируется такое усугубление глобального экологического кризиса, что оно может повлечь за собой гибель человеческой цивилизации. К этому же времени движение трансгуманистов «Россия 2045» хотело бы осуществить проект по созданию искусственных тел для пересадки мозга или сознания человека. Таким образом, люди могут быть спасены в условиях мировой катастрофы.

С одной стороны, это может показаться фантастикой или даже бредом, но с другой — во всем мире к идеям трансгуманизма, стремящегося к технологическому достижению бессмертия, — приобщается все больше серьезных ученых; а в соответствующие проекты вкладываются огромные средства. Лидером «России 2045», например, является довольно молодой миллиардер Дмитрий Ицков.

Соответственно, на конференции в Красноярске тема бессмертия обсуждалась вполне серьезно и с разных сторон. Как выяснилось, далеко не все участники хотели бы стать бессмертными в этом мире. Так, Акоп Назаретян, профессор Института востоковедения РАН, отметил, что в мифологии бессмертие — это часто проклятие. Бессмертными являются жуткие существа вроде Кощея или вампиров. Поэтому стать бессмертным, оставшись при этом таким, как есть, для профессора ужасно. Но ему интересны проекты трансгуманистов, поэтому он их поддерживает.

Из биологической жизни — в кибернетическую

Давид Дубровский, профессор Института философии РАН, сопредседатель Научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта обратил внимание на то, что лет через сорок человечество ждет «рубеж сингулярности» вследствие подошедших к критической точке экологических проблем и глобального кризиса потребительской цивилизации. Человечество либо погибнет, либо совершит мощный качественный скачок в своем развитии.

Для избежания гибели нужно изменить сознание человека, но это равносильно изменению самой человеческой природы. Человеку по его природе свойственны такие негативные особенности, как агрессивность к себе подобным, чрезмерные эгоистические устремления, неуемное потребительство. В этом заключен источник глобальной угрозы. Вся колоссальная активность человека направлена во внешнюю среду, и здесь практически не остается места для самопознания. Человек стремится производить, чтобы больше потреблять, чтобы еще больше производить и еще больше потреблять. Получается параноидальный круг. На этом фоне человек вытесняет чувство от приближения катастрофы, он не верит в перспективу исчезновения всего человечества, и, соответственно, не делает ничего для собственного спасения.

Изменить человека можно двумя путями. Первый — это реконструкция генома, приводящая к изменениям психики:  например к тому, что человек больше не станет вредить природе неуемным потреблением. Но этот путь, по словам Дубровского, чреват непредсказуемыми мутациями, и может закончиться вытеснением человека вообше.

Второй путь предполагает антропотехнические преобразования. Это путь цифровой, кибернетический, робототехнический, с использованием возможностей психологии и других гуманитарных наук. Кибернетическое бессмертие позволит заменить вещественное потребление информационным, откроет дорогу в космос. Из биологической жизни люди перейдут в кибернетическую. У человека изменятся потребности, удовольствие он будет получать иными, небиологическими способами. Человеческий разум сохранится, а дурная человеческая природа уйдет.

Для личности не нужно человеческое тело

Тему появления (или создания) так называемого неочеловека продолжил профессор Сибирского федерального университета Вячеслав Кудашов. Движение к неочеловеку ученые оценивают как более высокий уровень организации природы — на уровне посттелесности. Киборгизация в этом плане как раз является подходящей практикой. Трансгуманисты считают, что многие человеческие черты неудобны или вредны, и нет ничего ценного в том, чтобы биологически оставаться человеком. Важно, какие мы личности, и что мы делаем. Но для этого не нужно обычное человеческое тело.

Большая часть человечества сейчас вряд ли поддержит проект радикального изменения человека  — из-за религиозного страха или отвержения в связи с приверженностью к традиционализму. Так что в ближайшее время люди вряд ли  пойдут по пути глобального антропоморфоза. Но такие идеи не исчезнут, они будут развиваться, будут появляться новые движения. А с другой стороны, человечество может столкнуться с неизбежностью изменений, когда уже никто не будет спрашивать, хотим мы этого или нет.

Пока даже в лояльной компании участников конференции идеи трансгуманизма воспринимаются неоднозначно и вызывают много вопросов, на которые нет точного ответа. Так, первый российский обладатель бионической (кибер) руки, паралимпийский чемпион Алексей Обыденнов попытался узнать, насколько будет актуальна половая принадлежность в свете перспективы создания искусственных тел. А профессор Томского университета систем управления и радиоэлектроники Александр Московченко и вовсе заявил в своем докладе, что создание робототехнических существ угрожает уничтожением значимых человеческих качеств — например, таких, как совесть и способность любить. Но проблему безудержного потребления можно решить другим путем. И тут профессор привел в пример солнцеедов и космоедов, а также посоветовал для начала переходить на вегетарианство.

Мария Митренина, редактор GlobalSib.com

Иллюстрация: «Терминатор 4»



Оцените статью
Добавить комментарий