Почему умному бизнесу сложно спасти Томск и Россию

Траектория развития томской ИТ-компании может описываться примерно так:  основатель сразу после вуза пошел работать в «Элекард» (развитый бизнес сибирского происхождения с международным размахом), два года пожил в Таиланде, потом уехал в США, на выставке в Лас-Вегасе познакомился с арабом, которому требовались услуги по организации трансляции арабского телевидения в Штатах, — и теперь у основателя есть компания стоимостью (по оценке инвесторов) в 4 млн долларов. Через три года она будет стоить 250 миллионов, считает томский (или уже не томский?) 29-летний айтишник и читает лекцию про свой «творческий путь» своим будущим коллегам — студентам и начинающим программистам, определяющим в процессе общения со старшим товарищем жизненные ориентиры. Таким образом, Томска и даже России в личной стратегии умного молодого человека может не оказаться. Зато там есть глобальная мобильность, кайф от занятия любимым делом, свобода и масса разнообразных возможностей.

Так в глубине Сибири появляются компании, которые продают свою высокотехнологичную продукцию в 67 стран мира. Российские потребители тут занимают незначительное место, сибирские — тем более. Тем временем в самом Томске мэром становится человек, чье пивоваренное предприятие принесло за год бюджетам 2,4 миллиарда рублей налогов — в два раза больше, чем ИТ-отрасль. А это значит, что здесь в ближайшее время так и не появится уверенного бесплатного доступа в интернет в общественных местах, электронных карт в общественном транспорте (в отличие от соседних городов вроде Новосибирска и Красноярска), не заработает система общедоступного мониторинга этого самого транспорта, люди продолжат стоять в очередях в больницах и на почте. То есть везде, где информационные технологии могут улучшить жизнь местного сообщества, этого не произойдет.

В современном мире сложилась такая ситуация, что сообразительному ИТ-специалисту (или даже ученому или журналисту), способному ориентироваться на международные тренды, жить будет хорошо и интересно, не зависимо от того, где он родился — в Бостоне или в Томске. Чего не скажешь об отдельных городах, странах и большей части их населения. Россия вполне способна скатиться в темное средневековье — с тем учетом, что многочисленные проявления таких тенденций в стране может увидеть каждый. Казалось бы, умные люди могли бы скоординироваться и изменить ситуацию. Но они не делают этого, предпочитая заниматься развитием своего относительно небольшого бизнеса. Возникает вопрос:  почему?

Как следует из высказываний участников конференции, проблема явно не в патриотизме. Айтишники международного масштаба любят Томск. Они (многие) даже остаются жить здесь и дают рабочие места выпускникам местных университетов. Томские ИТ-компании зачастую работают как система послевузовского образования, становясь трамплином для попадания в Facebook или хотя бы Яндекс. Но сам-то Томск при этом Силиконовой долиной не становится. Представители айтишного сообщества отмечают, что если компания выходит на внешний рынок, хотя бы на московский, то на томский потом будет вернуться сложно, поскольку приобретенные вовне компетенции здесь не востребованы. Мало информации — соответственно нет спроса. Информация о новых возможностях могла бы появляться, благодаря регулярным тематическим конференциям и выставкам, но как в Томске проводить выставки, если в местный аэропорт можно прилететь в любой день только из Москвы? Транспорта мало и он дорогой; площадок с хорошим технологическим оборудованием почти нет (недавно «Сколтех» не смог здесь запустить русские субтитры на показе фильма); английский язык люди знают плохо, не говоря о китайском — значит, международный обмен опытом будет затруднителен. Чиновники на все отвечают, что денег нет. В том числе на госзаказы у местных ИТ-компаний. Но хуже всего то, что проявлять инициативу общегородского масштаба становится опасным. На конференции вспомнили историю Игоря Иткина — известного томского предпринимателя, который сумел удержать на плаву в условиях новой экономики старые советские предприятия («Контур» и радиотехнический завод). Но в 2008 году эти заводы, будучи оборонными, отошли в ведение госкорпорации московского происхождения и нашелся повод для уголовного дела. Иткина сняли с руководящей должности, а заводы ушли в банкротство. Бизнесмена тем временем решили подержать в камере до суда целый год  — несмотря на то, что за него поручились сорок руководителей местных компаний и даже бывший губернатор Виктор Кресс. Получается, Кремль не хочет, чтобы Томск развивался своим путем. Да и, похоже, не только Томск.

Тем не менее, незапланированным итогом конференции стало намерение сформулировать стратегию развития ИТ-сферы города и области и положить её на стол губернатору. Причем сделать это так, чтобы глава региона не мог отказаться от поддержки проекта бизнес-сообщества. В настоящее время обсуждение продолжается.

Мария Митренина, редактор GlobalSib.com



Оцените статью
Добавить комментарий