Проект реализует аспирант ТПУ Дмитрий Прокопьев. По словам разработчика, для изготовления батарейки в герметичный корпус, заполненный тритием, помещают арсенид-галлиевый 3D-детектор, преобразующий энергию бета-частиц, испускаемых тритием, в электрический ток. В детекторе создано огромное количество колодцев. Общая поверхность колодцев в сотни раз превосходит площадь детектора, и за счет этого ядерная батарейка может быть эффективной.
Пока известны ядерные батарейки подобного типа, где используется кремниевый детектор. Однако он теряет свои свойства под воздействием радиации во время использования батарейки, поскольку кремний не является радиационно стойким материалом.
Мощность томской батарейки намного меньше обычных элементов питания. Однако она способна без подзарядки работать 12 лет. Именно столько лет составляет время полураспада трития. В течение этого срока батарейка с детектором из арсенида галлия сохранит свои параметры, в то время как параметры батарейки с кремниевыми детекторами начинают ухудшаться уже через три года после начала работы, передает пресс-служба вуза.
Прототипы детекторов, которые являются основой данной батарейки, были успешно испытаны в Новосибирском институте ядерной физики имени Будкера, и в Сибирском физико-техническом институте Томского госуниверситета.
В перспективе такой элемент питания — если будет налажено его производство — может быть использован в различных электронных устройствах, потребляющих небольшой ток, но вынужденных работать без замены источников питания в течение десятка лет: например в кардиостимуляторах.