На Дальнем Востоке выберут площадки для территорий опережающего развития

По словам заместителя губернатора Томской области по экономике Андрея Антонова, материалы дискуссии будут использованы в рамках актуализации проекта «ИНО Томск 2020». «При актуализации проекта «ИНО Томск 2020» многие из критериев работы территорий опережающего развития учтены и проработаны», — отмечает Андрей Антонов.

Среди главных критериев работы территорий опережающего развития (ТОР) в регионах названы объем высокотехнологичного экспорта с высокой добавленной стоимостью, глубина переработки сырья и получение реального эффекта за пятилетие – выход на стадию окупаемости соответствующих проектов. При выборе места размещения ТОР в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, по мнению участников, нужно обращать внимание на наличие достаточного объема высококвалифицированного человеческого ресурса, развитой инфраструктуры и на возможность создания агломерации.

«Сегодня необходимо создавать базовые условия развития бизнеса – стимулировать внутренний спрос и поддерживать экспорт, выход на внешние рынки. При создании территорий опережающего развития это должно быть учтено», — считает Полномочный представитель Президента РФ в СФО Виктор Толоконский.

Вместе с тем, существуют разные взгляды на сырьевую составляющую ТОР. По мнению главы Минрегиона России Игоря Слюняева, создание ТОР на Дальнем Востоке – это реализация стратегии догоняющего развития по отношению к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. «Интегрируясь в АТР, Россия может выиграть в конкуренции только за счет сырья. При этом, основной инструмент реализации проектов – это привлечение иностранных инвестиций в рамках концессионных соглашений», — подчеркивает министр. Александр Галушка, министр по развитию Дальнего Востока, напротив, обращает внимание на несырьевую модель роста, поскольку в странах АТР есть успешные примеры несырьевых моделей развития, основанных на частных инвестициях и реализованных в условиях жесткой нехватки сырьевых ресурсов. По его словам, страны АТР реализуют агрессивную политику по созданию территорий опережающего развития. «Япония, с которой мы вступаем в конкуренцию, занимает 20-е место в рейтинге Doing Business и недавно приняла закон о создании дерегулируемых зон. В Китае одновременно отрабатываются несколько моделей развития в специальных экономических зонах. Самую успешную масштабируют на всю территорию страны», — приводит примеры успешной государственной политики Александр Галушка.

По мнению главы Минвостокразвития, необходимы изменения в области регулирования экономики. «Поскольку сегодня инвестор это главный субъект новой модели экономического развития, то регулирование должно быть клиенто-ориентированным и диверсифицированным», — считает Александр Галушка.

По словам представителя Внешэкономбанка, регионам необходимо иметь долгосрочную стратегию, которая является комбинацией предложений качественных проектов от местного бизнеса и региональной власти. «Территории опережающего развития связаны с созданием новых ниш на рынке. Это задача не только бизнеса, но и стратегической государственной политики», — считает Андрей Сапелин, первый заместитель Председателя Внешэкономбанка. Он также отметил, что ВЭБ наращивает объемы поддержки экспорта всех форм, а за последние два года существенно нарастил портфель экспортных кредитов.

«Главными критериями работы территорий опережающего развития является высокотехнологичный экспорт с высокой добавленной стоимостью. Обязательное требование к таким территориям – привлечение частных инвестиций и реализация проектов в формате ГЧП. Рассматриваю вложения ГК «Росатом», прежде всего, как государственные инвестиции. При этом, реализация ГЧП-проектов будет требовать индивидуальной настройки условий работы ТОР. При выборе региона для размещения ТОР нужно уделять особое внимание наличию достаточного объема высококвалифицированного человеческого ресурса, инфраструктуры, а также наличию инвестора, который при любых условиях будет реализовывать проект. Например, этим критериям соответствует ЗАТО Железногорск, где размещен ядерно-космический кластер инновационных технологий», — считает генеральный директор ГК «Росатом» Сергей Кириенко.
Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов уверен, что не нужно бояться сырьевой составляющей. «ТОР должны создаваться там, где есть инвестиции и рабочая конкурентоспособная бизнес-модель. Например, в местах размещения инновационных территориальных кластеров и в границах муниципальных образований, чтобы было легче администрировать и не создавать для этого специальные институты. Для ТОР нужен типовой специальный режим с возможностью индивидуальной настройки под реализацию проектов», — отмечает Лев Кузнецов.



Оцените статью
Добавить комментарий