Томские разработчики готовятся к эпохе Интернета вещей

Участники озвучили свой взгляд на перспективы Интернета вещей и представили свои проекты, близкие к этой сфере.

Обзорный доклад о Internet of Things (IoT) сделал представитель компании «ИНТЭК» Никита Калиновский. Одной из разработок компании является биометрический браслет «Obereg»,  снимающий показания жизнедеятельности человека и, в случае тревожного события, способный сообщать о нем родственникам владельца или врачам. Другой проект «ИНТЭК» в области «умных вещей» — это смарт-камеры для видеонаблюдения.

Никита Калиновский ориентируется на определение Интернета вещей, данное в Википедии («концепция вычислительной сети физических объектов («вещей»), оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, рассматривающая организацию таких сетей как явление, способное перестроить экономические и общественные процессы, исключающее из части действий и операций необходимость участия человека»), хотя существуют и более продвинутые подходы. Томич обратил внимание на то, что IoT как технология давно реализована в промышленности, даже в российской, но сейчас переходит на бытовой уровень. Например, томский «Микран», создающий системы связи, реализует концепт «интернета приборов», объединяя их в измерительные сети. Так что ажиотаж в социальной сфере вокруг Интернета вещей не совсем оправдан.

Тем не менее, тенденции в развитии электроники таковы, что мы действительно в ближайшем будущем можем оказаться окруженными умными устройствами, которые обмениваются данными друг с другом. Во-первых, уменьшение размеров компонентной базы дает возможность делать небольшие носимые гаджеты. Во-вторых, цена компонентной базы падает, а значит устройства для IoT становятся доступными массам. В-третьих, растет вычислительная мощность. Но главный тренд здесь, по словам Никиты Калиновского, это «интеллектуализация вещей». Если каждое устройство способно самостоятельно обрабатывать данные, то не нужны огромные ресурсы на центральном сервере, и, в принципе, можно сокращать потоки обмена информацией — в тех случаях, когда для решения задачи работа удаленного сервера не нужна.

В целом, как выразился Никита Калиновский, «мы идем к полной автоматизации жизнедеятельности человека».

Впрочем, имеются факторы, которые тормозят пришествие эпохи Интернета вещей. Прежде всего это отсутствие единых стандартов: разные устройства пока не могут общаться на «одном языке». Стандартов слишком много и каждый выполняет свои функции, то есть они не универсальны. Затем, сами устройства пока недостаточно самостоятельны «интеллектуально». Мешает и отсутствие модульности конечных устройств — с тем, чтобы персональный гаджет можно было собрать под свои задачи из разных модулей. Все эти проблемы будут решаться в ближайшее время. Никита Калиновский считает, что общие стандарты передачи и обработки данных появятся уже в ближайшие 3-4 года и, скорее всего, будут созданы на основе модификации старых. Доля умных вещей в окружении человека вырастет, как и доля устройств с модульной архитектурой.

Ряд томских компаний уже сосредотачивается на разработках, которые вполне способны вписаться в мир Интернета вещей. Так, осенью 2014 года томичи-разработчики вместе с лондонскими транспортными операторами начнут реализовывать пилотный проект Multipass, который делает не нужным продажу бумажных билетов на все виды транспорта и, соответственно, работу касс. В этом случае используется персональное устройство в виде электронной карты, с помощью которой можно оплачивать проезд через Интернет по любой траектории. Как вариант, вместо карты можно использовать смартфон с криптопроцессором.

Тем временем, в самом Томске организованы, например, изготовление и продажа миниатюрных противоугонных устройств для велосипедов. В случае угона такое устройство посылает сигнал о происшествии владельцу и отслеживает дальнейшее перемещение велосипеда для того, чтобы его можно было быстро найти. Для связи используется модуль GPS с передачей данных на центральный сервер.

Но разве сможет Томск, даже с учетом своих масштабных инновационно-технологических амбиций, сам обеспечить себя локальным Интернетом вещей, включая аппаратную, программную и сетевую части? Или,  как обычно бывает в России, дождется «западной» (то есть, китайско-американской) волны умных устройств и прихода крупного сетевого оператора? Утешает лишь то, что сибирские разработчики научились продавать свои изобретения в другие страны. Так что, если государство не совершит какую-нибудь политическую глупость, у сибиряков, по крайней мере, будут деньги на продвинутые чужие гаджеты и доступ к сетям.

Мария Митренина

Иллюстрация: «Федорино горе», художники — О.и А.Дроздовы



Оцените статью
Добавить комментарий