Как быть с российским образованием, обсудили на открытой лекции в Томске

С томичами 14 декабря в библиотеке им. Пушкина встретились профессор Томского государственного педагогического университета Эмануила Гельфман, директор Центра стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета Валерий Ефимов, и профессор Пермского государственного национального исследовательского университета, профессор Луисвилльского университета (США) Виктор Хеннер.

Школьные учебники пишут все кому не лень

Первой выступила Эмануила Гельфман с рассказом о текущем состоянии дел в плане создания и выпуска печатных учебников. Как выяснилось, говоря образным языком, в нашей стране «только ленивый человек не пишет учебник». Доходит до того, что на каждый класс по каждому предмету выпускается 7-8 учебников разных авторов, разного качества и использующих разную методологию преподавания. Все это создает неоправданную нагрузку на учителя, что не может не сказаться на качестве его работы.

Уровень российских абитуриентов сильно упал

Виктор Хеннер сравнил российскую и американскую системы образования, студентов в РФ и в США. По его словам, в России в течении последних десяти лет уровень российских абитуриентов падал, наиболее сильно это падение было заметно за период с 2008 по 2012 годы. Это можно было бы как-то связать с экономическим кризисом, но в США такого провала не наблюдалось. Наоборот, мотивация американских студентов на обучение только окрепла. Таким образом, причина падения уровня заключается в российской средней школе, с которой «что-то происходит». В дальнейшем, проводя параллели между двумя странами, Виктор Хеннер отметил, что в США студенты крайне редко «используют диплом не по назначению». То есть, они, как правило, идут работать по специальности. В Штатах все вложенные в в собственное образование деньги окупаются — это видно на примере специалистов-физиков, которых готовит Виктор Хеннер. Диплом гарантирует стабильный и высокий заработок, при этом каждая ступень образования означает, что доход выпускника вырастет на 10 -15 тысяч долларов в год. Т.е. разница между зарплатой бакалавра и магистра, получивших образование по одной специальности, будет составлять не менее, чем 10 000 долларов в год. Именно это и мотивирует американских студентов отдавать все силы учебе.

В качестве возможного выхода для российских вузов Виктор Хеннер видит приглашение зарубежных профессоров для преподавания. Такая практика существует, однако она осложняется негативным отношением к ней должностных лиц в университетах, которые всячески тормозят процесс.

Коллапс управления в образовании

Исходя из общения с несколькими школьными учителями, редакция GlobalSib.com  может сказать, что едва ли не главной проблемой, которая буквально губит российскую школу, является засилье бюрократов в образовании. Огромное количество отчетности требуют чиновники от учителя. Количество бессмысленной бумажной работы лишает возможности не только готовиться к урокам, но даже отнимает время на полноценный отдых. Это подтверждает и письмо Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2012 г. N ДЛ-150/08 «О сокращении объёмов и видов отчётности, представляемой общеобразовательными учреждениями»: «Ещё  одним  результатом  опроса стало   подтверждение     тенденции ежегодного увеличения объёмов и видов представляемой общеобразовательными учреждениями отчётности. Отмечается  также  высокая  загрузка  учителя   по представлению администрации  общеобразовательного  учреждения отчётной     информации, касающейся широкого спектра вопросов, в том числе связанной с аттестацией учителя,  а  также подтверждением  качества  своей  работы».

То есть, на уровне Министерства образования РФ проблема осознается. Однако, несмотря на выход этого письма ситуация с «отчетным прессом на учителя» стала только хуже. Это свидетельствует о коллапсе управления в образовании. Кстати, с тем, что в образовании имеет место засилье бюрократов, согласились все три лектора.

В России имитируют образование

В своей части лекции Валерий Ефимов презентовал некоторые выкладки форсайт-исследования Сибирского федерального университета «Прогноз и сценарии развития высшей школы в России до 2030 года». Согласно презентации, мир все еще переживает переход от индустриального общества и индустриального образования («Просвещение 1»), к постиндустриальному обществу и постиндустриальному — когнитивному — образованию («Просвещение 2»). Россия при этом находится в точке бифуркации, которая на нижепреведенном слайде находится в зоне «имитации образования». РФ уже не воспроизводит советскую школу, но еще не начала обучать специалистов по индивидуальным планам.

Справка

«Просвещение 1» было необходимо в условиях массового производства больших партий одинаковой продукции, урбанизации и позволяло запустить «конвейерную подготовку» стандартных специалистов, необходимых для конвейерного же массового производства товаров и услуг.

«Просвещение 2» — это выпуск уникальных специалистов за счет формирования для каждого студента персональной образовательной траектории. Эта схема предполагает не массовый выпуск «штампованной продукции» — специалистов с одинаковым набором знаний и компетенций, а выпуск специалистов «ручной работы». При этом предполагается, что студент будет принимать непосредственное участие в формировании для себя образовательной траектории.

Сравнивая «Просвещение 1» и «Просвещение 2»,  можно сказать, что если первое требовалось для массового производства, то второе крайне необходимо для экономики знаний. Экономика знаний — основа когнитивного мира, в котором разумное будет иметь приоритет над иррациональным. Сейчас все наоборот. Иррациональное доминирует над разумным. Например, при миллиарде голодающих существуют лица, имеющие богатств больше, чем могут потратить за всю свою жизнь. При наличии глобальных проблем колоссальные средства тратятся государствами на вооружение. При быстром ухудшении экологии стимулируется создание промышленных и бытовых отходов через избыточное потребление.

Где находится Россия — видно на следующем слайде из представленной Валерием Ефимовым презентации:

Как быть с российским образованием, обсудили на открытой лекции в Томске

Виртуальный открытый университет

Одним из способов, которым вуз может обеспечить массовый и быстрый выпуск требуемых рынком специалистов в парадигме «Просвещение 2», является виртуализация, или создание виртуальных университетов.

Создание образовательных интернет-порталов и сетей, превращение кафедр в электронные офисы, конструирование социальных сетей студентов уже опробовано в США. К примеру, в 2011 году, в Массачусетском технологическом институте (MIT) на дистанционное обучение по специальности «Схемотехника и электроника» записалось 120 000 человек. При том, что вуз ожидал всего 10 тысяч. В планах MIT — в сообществе с Гарвардским университетом привлечь к такому образованию до  миллиарда студентов со всего мира.

Валерий Ефимов отметил, что  MIT выдает своим слушателям после ряда дистанционных курсов не дипломы, а сертификаты. Сертификаты ценятся работодателями в некоторых случаях не меньше дипломов.

Комментарий Globalsib.com

Ценность диплома государственного образца, по нашим наблюдениям, в ряде случаев резко падает. «Престижные» вузы выпускают специалистов, которые не могут найти себе работу в силу того, что бизнесом работники с таким образованием просто не востребованы. Как пример, можно привести специальность «менеджер». Обычные менеджеры не нужны, например, в IT-компаниях. Там существует острая нехватка в управленцах, имеющих представления об используемых в данной конкретной компании технологиях, языках программирования, базах данных и т.п. При прочих равных условиях бизнес, скорее, возьмет на должность «менеджера» человека, который имеет профильные сертификаты уважаемого исследовательского вуза, чем имеющего государственный диплом  по  специальности «менеджер».

Таким образом, зачастую дипломы, полученные в системе «Просвещение 1» теряют смысл; в то время как даже сертификат из системы «Просвещение 2» открывает новые возможности. Все это может свидетельствовать о том, что государство в образовании в ближайшем будущем может перестать играть даже номинальное значение — удостоверителя дипломов. На первое место выходит вуз и его подход к образованию. То есть, сертификат MIT может значить больше, чем диплом МГУ. Государство, превратившись в бессмысленную бюрократическую машину способную только к самовоспроизводству и самообеспечению, будет отодвинуто иными, востребованными обществом структурами. Запрос на такие структуры уже есть.

Обучать могут только исследовательские структуры

По поводу приглашения к преподаванию в России лучших иностранных профессоров Владимир Ефимов отметил, что нужно понимать, что прекрасные лекции лучших профессоров о вчерашних достижениях имеют только ограниченную ценность. Куда важнее говорить студентам о том, что и как происходит сейчас на острие науки в исследовательских вузах. Если мы хотим бесконечно догонять Запад, то в использовании иностранной профессуры есть смысл. Если страна хочет получить шанс на рывок, то надо вкладываться в исследования и разработки, и привлекать в этот процесс студентов. В идеале образование должно не учить ориентироваться в прошлом, а готовить к завтрашним реалиям.

Стоит отметить, что проект «Томские лекции», фактически, является частью новой модели образования, позволяя получать всем желающим современные знания в различных областях науки и технологий. Сотни томичей приходят на каждую встречу с учеными уже три года. Как напомнила руководитель проекта Лиана Кобзева, некоторые слушатели посещают все лекции проекта, и растут вместе с ним. То есть, знания являются востребованными. Поэтому есть надежда на то, что и в 2013 году будет возможность (в виде гранта или другой поддержки) продолжить «Томские лекции».

Подруга Юлии Началовой раскрыла тайны биографии Юлии Михалковой. Личная жизнь теперь её, как на ладони.



Оцените статью
Добавить комментарий