Кочевые принципы чукчей с точки зрения дизайна исследовали ученые

Экспедиция стала первым этапом масштабного проекта «Мобильность в Арктике. Этнические традиции и технологические инновации», сообщили в правительстве Чукотки.

«Наша главная цель – понять, как устроена кочевая жизнь, каковы её перспективы, — рассказал Андрей Головнёв. — Во-вторых, мы полагаем, что описание номадизма полезно не только для чукчей, ненцев или саамов, но и для всех жителей, поскольку общие технологии этого мобильного образа жизни хороши для всех, кто попадает на Север. В-третьих, мы рассматриваем кочевые принципы с точки зрения дизайна. Номадизм становится всё более популярным среди городского населения. Этими вопросами в нашей исследовательской группе занимается дизайнер. В результате хотелось бы предложить наши наработки для развития современных технологий в целом».

Группа учёных жила в оленеводческой бригаде № 3 МП СХП «Чаунское», кочующей близ села Рыткучи Чаунского района. За время экспедиции исследователи провели картографические работы, произвели замеры по маршрутам движения оленеводов, отсняли видеоматериал. Группа планирует вернуться в Чаунский район в марте 2015 года. За последние десятилетия в постперестроечной России подобных масштабных экспедиций ещё не было.

В целом в рамках проекта «Мобильность в Арктике» учёные также планируют совершить экспедиции в отдалённые районы Ямала, Коми и Якутии. Итогом изучения должен стать документальный фильм о жизни и философии кочевников.

Проект реализуется на средства Российского научного фонда, размер гранта составляет 5 миллионов рублей.

Описание проекта в Информационно-аналитической системе РНФ

Центральная тема проекта – потенциал северного номадизма и «дизайн кочевий» в практиках современного освоения Арктики. За основу принимаются три модели арктического номадизма – ненецкая, саамская и чукотская в их сходстве и ситуативных (этнокультурных, исторических, локальных и других) вариациях. Этот набор технологий и сценариев как совокупный опыт освоения высоких широт проецируется на современные практики движения и контроля над пространством, включая коренных и некоренных северян, традиционные и новые сферы деятельности.

Цель проекции состоит в оптимизации общей схемы мобильности в Арктике при сохранении ценностных приоритетов и во взаимодействии традиционных и инновационных технологий. Априори можно утверждать, что механизм движения, заложенный в системах миграций кочевников Арктики, с одной стороны, воспроизводит универсальный древний алгоритм освоения человеком планеты, с другой – многообразно применим в новейших стратегиях мобильности. С физической мобильностью парадоксально, на первый взгляд, сочетается стабильность культурных традиций и этнических ценностей; и это соотношение устойчивости и изменчивости – один из ключевых вопросов исследовательского проекта.

Вместе с тем кочевые культуры Арктики обладают гибкой адаптивностью к экологическим и социальным воздействиям. В последние десятилетия оленеводы Севера Евразии в разной степени успешно адаптировались к новейшим технологиям управления, экономики, информации, дав самые впечатляющие в циркумполярном мире примеры неотрадиционного развития культуры, экономики и самоуправления. Варианты адаптивности кочевых культур Арктики в историческом и современном контексте – еще одно направление проектных исследований. Соотношение традиций и новаций, коренных и пришлых культур на Севере обычно рассматривается как конфликт ценностей и интересов. В действительности это взаимодействие насыщено встречными воздействиями и заимствованиями. Многие технологические новшества, прежде всего транспортно-навигационные, не разрушают, а развивают кочевую культуру.

Многие традиционные технологии жизни-в-движении представляют собой ресурс для обогащения современных стратегий освоения Арктики. В целом дискурс о движении и технологиях мобильности, от физических до виртуальных, имеет особое значение для Севера с его коренными кочевниками и подвижными мигрантами, в том числе вахтовиками и туристами. Представленный методами этнографии и дизайна диалог культур в Арктике обретает новое звучание и впечатляющую перспективу.

Реализуемые в проекте методы дизайн-сценирования и дизайн-прогнозирования исходят «от культуры» и ориентированы на реконструкцию традиционного и проектирование неотрадиционного «стиля северного номадизма». Методология проекта базируется на антропологии движения, содержащей концепции взаимодействия магистральных и локальных культур и мотивационно-деятельностных схем. Комплекс исследовательских методов включает замеры движения посредством визуальных средств и GPS-навигатора, моделирование ментальных карт кочевников, а также дизайн кочевого пространства. Исследовательская команда, включающая этнографов и дизайнеров, зрелых и молодых исследователей из академических институтов и университетов, суммарно обладает многолетним опытом теоретических изысканий в области североведения и полевых работ в трех базовых районах проектных исследований – на Кольском полуострове (и соседней Фенноскандии), Чукотке (и Нижней Колыме) и Ямале (Полярном Урале, Гыдане).

…Осмысление опыта и ценностей кочевников открывает возможность изменения отношения к самим кочевникам, их культурному наследию. В конкретных ситуациях ресурсодобывающим корпорациям Арктики часто недостает концептуально внятного и системно визуализированного представления о стиле жизнедеятельности коренного населения для согласования и оптимизации принимаемых решений. Значимость проекта определяется его направленностью на жизненные реалии, а не идеальные типы, на обеспечение устойчивого развития северных культур в условиях глобализации и промышленного освоения, на сохранение и популяризацию этнокультурного потенциала Арктики. Результаты исследования содержательно обогатят диалог культур, а практические рекомендации могут быть включены в программы регионального развития Арктики.

Фото: Комитет по спорту и туризму Чукотского АО



Оцените статью
Добавить комментарий