Арт-университеты с нейронетом: будущее, которое можно выбрать даже сейчас

На фоне кошмарных прогнозов и жутких ожиданий, связанных с текущей экономической и политической ситуацией, его рассказ звучал почти фантастично. Почти — потому что даже в России осталось немало людей, заинтересованных, например, в нейроинтерфейсах или science art. И они хотели бы жить в таком мире, где science art и нейроинтерфейсы являются частью повседневности.

Будущее с нейронетом

Лекции были посвящены форсайтам искусства и нейронета. Форсайт — это коллективная практика, в процессе которой люди, причастные к деятельности в той или иной сфере, создают образ желаемого будущего этой сферы и договариваются о действиях, необходимых для достижения такого будущего. Идея нейронета позволяет думать о будущем, в котором достижимо тотальное взаимопонимание в обществе, что позволяет людям точно согласовывать свои действия при реализации очень сложных проектов. В науке, образовании, инженерии, строительстве — где угодно. С технической точки зрения нейронет — это организованная система (сеть) связей между людьми на психическом уровне. Нейроинтерфейсы или другие устройства позволяют "считывать" состояния психики и точно передавать их в другие "умы". Теоретически, нейронет снимает проблему языковых барьеров (речь там не нужна) или обучения определенным навыкам, вроде вождения автомобиля — "умения" можно будет транслировать "из мозга в мозг", как сегодня какое-нибудь видео транслируется с сервера, расположенного в другой стране, на ваш компьютер.

Разработчики концепции нейронета считают, что такая сеть заменит Интернет уже в ближайшие десятилетия. Этому помогут, в числе прочего, бурно развивающиеся исследования мозга, с одной стороны; а с другой — решения, позволяющие соединить организм человека с техническими устройствами, будь то биометрический браслет или микрочипы, курсирующие по кровеносной системе. Тимур Щукин рассказал о новых зарубежных экспериментах на обезьянах: трех обезьян объединили в одну систему так, что они могли общаться между собой не знаками и звуками, а с помощью мозговой активности. И, как выяснилось, этот "коллективный обезьяний субъект" гораздо успешнее справлялся с компьютерной игрой, чем одна отдельно взятая обезьяна. Что же будет, если для интеллектуальных задач объединить человеческие разумы?..

Форсайтеры нейронета предрекают когнитивную революцию. "Коллективное виртуальное пространство совместной мыследеятельности на основе интерфейсов мозг-компьютер нового поколения" будет играть ключевую роль в обществе ближайшего будущего. Во всяком случае, есть люди, желающие в таком обществе оказаться и работающие над созданием предпосылок.

Будущее с искусством

Нейронет на каком-то этапе своего воплощения вполне может оказаться арт-проектом: ведь художники сегодня нередко используют новые технологии для искусства, исследуя, параллельно ученым, их потенциал. Участники форсайт-сессии, посвященной будущему искусства, состоявшейся в Москве осенью 2014 года, отметили рост роли технологий как один из главных трендов в этой сфере. Кроме того, искусством занимается (или пытается заниматься) все больше и больше людей — всякий может стать "творцом"; растет интеграция искусства с рекламой; возрастает роль "праздничных" форм искусства — например, фестивальных; часть искусства виртуализируется, захватывая территорию Интернета; доля творческого продукта в мировом потреблении увеличивается. Таким образом, искусство все чаще встречается в человеческой жизни, колонизируя ее новые области. Это значит, что будут появляться новые арт-профессии, которые "вычислили" форсайтеры искусства.

Например, личный куратор станет строить для потребителя индивидуальную траекторию потребления продуктов искусства и взаимодействия с ними (если каждый робот будет уникальным арт-объектом, то здесь типовыми инструкциями не обойдешься!). "Универсальный творец" сможет совмещать несколько профессий, связанных с искусством — например, являться режиссером, поэтом и музыкантом в одном лице. Поскольку может появиться арт-валюта (продукты искусства станут платежным средством), то понадобятся арт-финансисты. Арт-университеты, где образование происходит с помощью художественных практик, потребуют соответствующих преподавателей. А дизайнеры эмоций будут с помощью определенных технологий вызывать эмоции у потребителя продукта искусства. Кстати, такие технологии уже используются при создании голливудских блокбастеров, то есть относительно новая арт-профессия уже существует, по крайней мере, в применении к кино.

Кроме того, форсайтеры предрекают появление арт-полицейских, арт-генетиков, арт-протезистов (создающих средства реабилитации инвалидов как предметы искусства), тренеров осознанности — то есть, философов-практиков для людей искусства; и даже экспертов-экзекуторов, способных отбирать право на занятие искусством у тех художников, которые вышли за определенные рамки. В целом, форсайт искусства позволил создать образ светлого будущего, с одной стороны, похожего на (арт)коммунизм, а с другой — на глобальную рыночную креативную экономику с большим разнообразием востребованных "продуктов производства". Конечно, сегодня идея арт-университетов с использованием нейронета может многим показаться наивной и недостижимой, особенно тем, кто ждет падения человечества в состояние мрачного средневековья с войнами, болезнями и неотвратимыми, жуткими преступлениями, от которых никто не способен спасти. Но разве наше будущее совсем не зависит от нас? От того, что мы будем делать и думать сегодня? А наши мысли и действия, то, в какую сторону они направлены — это уже вопрос не фантастики, а вполне доступного осознанного выбора.

P.S. Лекции об образах светлого будущего были организованы в Томске Сибирским филиалом Государственного центра современного искусства и Центром социально-политических исследований технологий Томского государственного университета. Лектор, Тимур Щукин — кандидат психологических наук (Институт психологии РАН), работал руководителем лаборатории биоуправления в институте когнитивной нейрофизиологии Современной Гуманитарной Академии, в 2010-12 годах был руководителем технопроекта и координатором движения "Россия 2045", со-основатель российской группы нейронета, модератор интегрированных программ школы управления “Сколково”, ведущий, организатор, модератор и аналитик форсайт-сессий, стратегических сессий и сессий проектирования по развитии территорий Russian Foresight Group, Форсайт-группы Агентства Стратегических Инициатив. Участник рабочих групп проектов "Форсайт образования 2030", "Глобальный доклад о будущем образования", "Форсайт компетенций", "Форсайт транспортной стратегии РФ" и других, руководитель компании "Ветви -лабс", специализирующейся на разработке программного обеспечения и оборудования биологической обратной связи.

Мария Митренина



Оцените статью
Добавить комментарий