Антивоенная выставка прошла в автозаке из-за ареста художников

В Петербурге парой месяцев раньше полиция их упустила, и выставка-прогулка прекрасно прошла в туристических местах города. Московские полицейские оказались пошустрее.

Но зато вместо выставки мы в Москве видим перформанс, транслируемый в соцсетях (фоторепортажи, тексты), где полицейские и, видимо, чиновники (за кадром) являются соучастниками.

Или даже импровизационный драматический спектакль из серии «Художник, подключи полицию!», с добровольными и недобровольными актерами, определенными стартовыми условиями («нарушением порядка») и варьируемой длительностью и жестокостью заключения. Вспомним Pussy Riot; потом несколько раз в качестве героя выступал Павленский, от акции к акции наращивая уровень конфликта. Артему Лоскутову тоже доставалось.

Понятно, что художник — это не совсем политический активист. Митинг не равен выставке, пикет — не перформанс. Оппозиция честно и однозначно выступает против. Их креатив (при наличии такового) работает только на эту цель. Когда на улицу выходят художники, они намерены не просто выступить против. Они заодно создают историю активистского искусства. Формально они могут копировать действия оппозиции или там вандалов-хулиганов. Хорошие фотографии с красивыми лицами и убойными плакатами можно получить хоть с митинга, хоть с выставки. Но оппозиция ждет адекватного ответа власти, ждет перемен. Художники тоже могут хотеть перемен. Однако, отягощенные постмодернистским образованием, они понимают, что вступают в игру. И наверняка соображают, что игра будет достаточно абсурдной (отсюда растут корни Монстрации). Поэтому, вместо ожидания адекватного ответа, в игре предусмотрен арест. Понятно, что опытные оппозиционеры тоже надевают удобную для камеры одежду, берут на акцию паспорт и учат наизусть правила поведения в полиции и список возможных нарушений со стороны противника. Но разница в том, что попадание оппозиционера в участок и суд над ним — это часть политической истории, а если в тюрьму попал художник — это еще и часть истории искусства. Где не-художник никогда не обыграет, никогда не победит художника. Поэтому тот, кто вступит в конфликтные отношения с художниками, сразу получает сомнительную роль злобного статиста. В борьбе Навального и Путина за место президента оба могут выглядеть как герои. Но в борьбе с Павленским героем может быть только художник, а остальные, так или иначе, помогают ему создавать героическую биографию и раздувать всемирную славу.

Антивоенная выставка, конечно, имеет понятное политическое содержание.  Если она спокойно проходит на улице, то с ней все ясно. Но в Москве получилось так, что часть художественных работ до экспозиции на улице так и не дошла. Вместо этого она поехала в полицию — благодаря самим полицейским. А потом переместилась в суд. Антивоенная выставка прошла в автозаке, отделении полиции и в суде! Где аудитория внимательно ознакомилась с работами, проинтерпретировала их (чего удостаивается не каждый художник!) и сейчас выносит свой вердикт.

Ирония ситуации в том, что через десять лет, а то и гораздо раньше, художники, эти привилегированные представители человечества, пережившие автозак и суд всего лишь из-за попытки выставки, будут с удовольствием рассказывать на публичной лекции, что с ними происходило в этой странной стране образца 2016 года. Слушатели будут искренне смеяться и аплодировать. А война все равно где-нибудь будет идти. И, кто знает, может на ней погибнет кто-нибудь из безымянных полицейских, помогавших сегодня художникам раскрутить антивоенную выставку.

Мария Митренина

Фото: www.facebook.com/events/687876994688874 (группа выставки). На снимках: выставка в автозаке; полицейские работают с материалами выставки (автор снимка — Константин Бородин)

 



Оцените статью
Добавить комментарий