Спикер выступил против установки памятника Ермаку в центре Томска

Скульптура «Ермак» должна быть установлена летом в Томске на набережной Томи.  Автор работы — Юнус Сафардиар (Лондон). Скульптура подарена городу одним из акционеров аэропорта «Томск» Романа Троценко. Работы по установке профинансирует его компания «Новапорт».

Ранее работа Юнуса Сафардиара — также посвященная Ермаку — была установлена  в новосибирском аэропорту «Толмачёво». Автор изобразил легендарного казачьего атамана в момент смерти в Сибири. Томский Ермак, который, практически, является копией части работы, установленной в новосибирском аэропорту, представляет собой скульптуру из бронзы высотой около 5 метров и длиной 12 метров.

В настоящее время скульптура «Ермак» доставлена в Томск и хранится на территории аэропорта.

Борис Мальцев сделал следующее заявление на сайте Законодательной Думы:

«Этот памятник является даром со стороны одного из акционеров аэропорта «Томск». «Памятник» – мягко сказано, поскольку речь идет о бронзовой конной статуе высотой 5 и длиной 12 метров, должной украсить собой спуск к Томи напротив здания филиала Российской академии правосудия. «Салют» грозному Ермаку смогут отдавать не только граждане, проходящие мимо, но и проплывающие по реке. Как профессиональный строитель, участвовавший в преображении многих улиц города, и как человек, много читавший и читающий об истории томских земель, не могу не высказать своего мнения.

Масштаб бронзовой махины, а самое главное – место, на котором она будет стоять, в подсознании у всех будет вызывать ощущение первостепенности роли казачьего атамана Ермака в истории Томска. Но ведь известно, что Ермак никогда здесь не был. Он погиб на Иртыше в 1585 году, тогда как Томск был основан в 1604 году по указу царя Бориса Годунова, велевшего «под город место высмотреть, где пригоже, и на чертеже начертить, и велети место очистити, и, прося у Бога милости, город поставить в крепком месте». По здравому смыслу «Ермак на коне» размером 5х12 должен быть установлен в Омске или Тюмени, а не Томске. Но там с этим делом почему-то не спешат. Кстати сказать, памятники Ермаку уже имеются в Новочеркасске, Змеиногорске и Сургуте. Есть памятник казачьему атаману и в новосибирском аэропорту «Толмачево» – трехметровая копия того, что хотят поставить у нас. Или, наоборот, «наш Ермак» будет его пятиметровой копией? И вообще, зачем клонировать памятники? Они должны быть уникальными и нести в себе глубокий смысл и память.

…Что будут помнить наши потомки, глядя на эту конную статую? То, что у мэрии не хватило духа отказаться от такого щедрого подарка? Вещь, безусловно, красивая и дорогая. Но она не заменит отсутствия других памятников – памятников тем, чьи имена действительно неразрывно связаны с историей нашего региона и города. Здесь я имею в виду казачьего голову Гаврилу Писемского, стрелецкого начальника Василия Тыркова и эуштинского князя Тояна, под чьим началом и был построен томский острог. Отдельного памятника заслуживают и томские казаки Дмитрий Копылов и Иван Москвитин – землепроходцы и первооткрыватели.

… У нас же есть яркая история, но недостаточно инициативы и фантазии. Мы не то что вчерашнюю, но и сегодняшнюю историю Томска не можем достойно отразить ни в памятниках, ни в названиях улиц. Будучи уникальным научно-образовательным центром, Томск не имеет своего «Университетского» проспекта. Почти нет улиц, названных в честь выдающихся томских профессоров. Наконец, сама информационная среда Томска мало отражает его характер современного университетского города. Между тем в томских вузах ежедневно происходят события, достойные упоминаний в СМИ. Но только некоторые из них становятся поводом для региональных новостных теле- и радиопрограмм.

…Думаю, что бронзовый Ермак на коне вряд ли прибавит имиджу Томска оригинальности. Скорее, неуместность этого памятника только подчеркнет нашу провинциальность».

Фото: пресс-служба мэрии Томска

Друг Уитни Хьюстон открыл секреты биографии Уилла Смита. Личная жизнь его стала известна всем, кто прочитал это.



Оцените статью
Добавить комментарий