Несмотря на то, что их вина еще окончательно не доказана, в пресс-служба управления СК РФ по региону группу обвиняемых молодых людей в официальных сообщениях называет «бандой». Общественность дала им другое название: приморские партизаны.
В зависимости от роли каждого им предъявлено обвинение в бандитизме (ст. 209 УК РФ), незаконном приобретении, хранении, ношении оружия (ст. 222 УК РФ), в трех эпизодах убийства (ст. 105 УК РФ), в четырех эпизодах разбоя (ст. 162 УК РФ), похищении документов (ст. 323 УК РФ), в умышленном уничтожение чужого имущества (ст. 167 УК РФ), в трех эпизодах посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ), в хищении оружия (ст. 226 УК РФ), в девяти эпизодах кражи (ст. 158 УК РФ), в угоне автотранспорта (ст. 166 УК РФ), в попытке побега из мест лишения свободы (ст. 313 УК РФ). Всего установлено около 30 эпизодов преступной деятельности.
Расследование уголовного дело продолжалось порядка двух лет. Изначально приморских партизан обвиняли только в нападениях на милиционеров в 2010 году. Двое сотрудников правоохранительных органов были убиты, и несколько — ранены. Дело приморских партизан получило большой общественный резонанс. Неоднократно выдвигалась версия о том, что молодые люди своими действиями отреагировали на беспредел в органах УВД Приморского края.
Несколько подозреваемых были задержаны 11 июня 2010 года в квартире дома на улице Тимирязево в Уссурийске, другие — накануне. Спецоперация по задержанию с осадой дома длилась несколько часов. Именно тогда погибли еще двое участников группы приморских партизан — Андрей Сухорада и Александр Сладких. По версии следствия, они покончили жизнь самоубийством. Известно, что в ходе спецоперации огнестрельное оружие применяли обе стороны.
Приморским партизанам посвящена книга новосибирского правозащитника, журналиста Ростислава Антонова, в которой автор утверждает, что молодые люди устроили восстание.
Версия следствия
По версии следствия, в 2009 году Александр Ковтун совместно с Александром Сухорадой создали устойчивую вооруженную группу, в которую были вовлечены Вадим Ковтун, Александр Сладких, Владимир Илютиков, Александр Никитин. В распоряжении злоумышленников находился целый арсенал различного оружия, специальных средств и камуфлированных костюмов. Для хранения оружия они подготовили в лесу несколько укрытий. В процессе подготовки нападений обвиняемые постоянно совершенствовали навыки обращения с оружием. В их распоряжении был водный и сухопутный транспорт, взятый в пользование у родственников, а также похищенный в результате нападений.
В сентябре 2009 года в районе кладбища, в окрестностях поселка Кировского, они совершили убийство четырех человек и похитили у них наркотические средства. Скрывая улики, злоумышленники сожгли автомобиль, который был ими похищен у одного из потерпевших после совершения убийства.
В феврале 2010 года на улице Давыдова в городе Владивостоке злоумышленники совершили вооруженное нападение на сотрудников милиции. После убийства милиционера, они похитили оружие, удостоверение и деньги. Скрыть следы преступления им помог местный житель.
Весной 2010 года злоумышленники совершили несколько дерзких краж и разбойных нападений в небольших населенных пунктах Приморского края. Похищали автомобили, деньги, охотничье оружие, не брезговали одеждой и обувью.
27 мая 2010 года, чтобы завладеть оружием и боеприпасами, злоумышленники совершили убийство милиционера в селе Ракитное, похитили имущество и скрылись.
С той же целью 29 мая 2010 года на трассе «Спасск-Дальний–Варфоломеевка» ими совершено вооруженное нападение на сотрудников ГИБДД.
11 июня 2010 года местонахождение злоумышленников было установлено. Однако, не желая быть задержанными, обвиняемые оказали вооруженное сопротивление и ранили двух сотрудников милиции.
В отношении обвиняемых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Обвиняемые частично признают свою вину в инкриминируемых преступлениях.
Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело объемом в 50 томов с утвержденным обвинительным заключением объемом 10 томов в ближайшее время (после вручения копий обвинительного заключения) будет направлено в суд для рассмотрения по существу.