Рынок здоровья должен сменить рынок болезней, — лекция в Томске

Характеристика рынка лекарств

Вениамин Хазанов дал краткую характеристику сложившемуся рынку лекарств. Общий оборот лекарственных средств в мире достигает 1 триллиона долларов в год, на Российскую Федерацию приходится порядка 1% от этой суммы. Основной рынок потребления лекарств находится в США. Там же и сосредоточены  главные исследовательские центры по разработке новых препаратов. Фармакологическая отрасль очень сложна, затратна и высокотехнологична. В мире немного государств, которые могут позволить себе такие разработки. Фармакологическую отрасль профессор Хазанов сравнил с самолетостроением, которое также есть не во всех странах.

Текущие возможности России

СССР мог себе позволить разрабатывать и производить почти все значимые лекарственные средства. В 1990-е годы отрасли был нанесен сокрушительный урон, после которого она не оправилась до сих пор. Доходило до того, что документация ведущих научно-исследовательских вузов выбрасывалась буквально на помойку. Тем не менее, остатки старой школы кое-где сохранились, вузы (в том числе томский СибГМУ) продолжают выпускать специалистов и Российская Федерация еще не окончательно  превратилась в «банановую республику» в смысле окончательной и бесповоротной утраты всего интеллектуального потенциала в фармакологии.

Эволюция подходов в разработке лекарств

Далее докладчик рассказал о развитии отрасли и эволюции подходов к лечению. На первом этапе производители «просто» пытались найти наиболее эффективное лекарство от какой-либо болезни, которое бы позволило совершить переворот в его лечении. Так называемые лекарства -блокбастеры.  Стоимость разработки такого лекарства составляет 1 -2 миллиарда долларов, что позволяет получить рынок продаж порядка 5-6 миллиарда долларов. Сам срок разработки от идеи до промышленного производства  может достигать 15 лет. Двадцатилетний летний срок защиты патентов в США как раз и позволяет компенсировать расходы и получить внушительную прибыль. К слову, в России срок патентной защиты можно продлить до 25 лет.

В дальнейшем производители поняли, что могут увеличить эффективность и прибыльность своего бизнеса за счет добавления широкой интеграции со всеми службами, обеспечивающими лечение. Следующим этапом стало включение в процесс разработки, производства специалистов и отраслей, которые непосредственного отношения к лечению или фармакологии никогда не имели. Хорошим примером тут может послужить IT-отрасль. На Западе все визиты пациента в любое медицинское учреждение, все результаты анализов, выписанные лекарства и назначенные обследования собираются в единой базе данных, что дает лечащему врачу уникальную возможность иметь перед глазами полную и всеобъемлющую информацию о своем пациенте и снизить риск назначения не тех препаратов к минимуму.

Смена парадигмы

Тем временем в научном сообществе происходит медленное осознание того, что стоит попытаться не лечить болезнь, а поддерживать организм в здоровом и энергичном состоянии, не допуская поломки — болезни. Это полностью меняет весь подход и повлечет кардинальный передел мышления производителей, врачей, пациентов и полный передел рынка лекарств. Сам профессор Хазанов является сторонником именно такого подхода: не лечить, а не допускать болезнь.

«Успешный эксперимент»

Докладчик рассказал о проведенном в Сургуте эксперименте, в котором использовались прошедшие испытания средства, регулирующие энергетический обмен в организме. По результатам эксперимента часто болевшие дети (до 8 раз в год) стали болеть не более двух раз в год. Обычные дети, болевшие до 4 раз в год, также стали болеть не более пары раз за тот же период. Несмотря на блестящие результаты, подтвержденные ведомственным институтом, и дешевизну препарата, в производство он не был пущен. Неофициально разработчикам было сказано о том, что внедрить препарат — это пилить сук, на котором сидит вся медицина. Не понятно, куда девать оказавшихся лишними педиатров, что делать с финансированием медицинских программ. Одним словом, решено было оставить все как есть.

Война между старым и новым

Постепенно новый подход (сохранять здоровье, а не лечить болезни) будет брать свое, но для этого необходимо, чтобы у общества сформировалось осознание необходимости, возможности и желательности такого подхода.  Это поистине революционный сдвиг сознания и требует интеллектуальных усилий в социуме. Что нужно для того, чтобы общество осознало существующую проблему и потребовало от медицины и фармакологических корпораций её решения — вопрос открыт. Пока «таблеток для здоровья» у нас нет, есть только «пилюли от болезни».

Продолжение следует.



Оцените статью
Добавить комментарий