У России есть шанс избежать глупых решений чиновников и депутатов

Лекция, организованная Центром социально-политических исследований технологий ТГУ, была посвящена так называемому «умному» управлению (в первую очередь, экономикой) и оценке регулирующего воздействия (ОРВ) — процедуре, которая способна снижать риск принятия вредных для страны и ее бюджета законопроектов.

Процедура ОРВ внедряется в странах Европы и Америки с середины 1980-х годов. В первую очередь, она приводит к тому, что государство перестает мешать развитию бизнеса. В России оценивать разрушительные последствия новых законов не принято. Примером может служить резкое повышение пенсионных взносов для индивидуальных предпринимателей. Это привело к закрытию порядка 400 тысяч ИП и соответствующим потерям для бюджета в виде неуплаченных налогов. Несмотря на многочисленные отрицательные отзывы в процессе обсуждения законопроекта, власти умудрились не принять это во внимание. Повышение взносов призвано якобы «обеспечить пенсионные права для предпринимателей». Но любому предпринимателю ясно, что для «накоплений на старость» гораздо эффективнее помещать деньги в обычный банк, а перечисление денег в Пенсионный фонд России с его постоянно растущим многотриллионным дефицитом может привести к их полной потере.

По словам Ольги Бычковой, основными трендами современного государственного регулирования являются «регулировать меньше» и «регулировать лучше». К первой тенденции относится сокращение административного контроля над бизнесом, отказ государственных органов от избыточных функций. Судя по тому, что российские чиновники до сих пор требуют от предпринимателей подавать под угрозой штрафа сведения о среднесписочной численности работников, даже если по налоговым документам очевидно, что ИП работает один, в РФ о тренде «регулировать меньше» мало кто знает.

Регулировать лучше позволяют прозрачность государственных решений, снижение бюрократизации — в том числе, переход к электронным государственным услугам и электронному документообороту. Актуальны идеи информационного государства и электронного правительства.

На пересечении этих двух тенденций родилась идеология умного регулирования. Согласно этой идеологии, следует доказывать необходимость государственного вмешательства (на основе исследований и анализа реальных данных, а не с помощью «пылких речей» депутатов). Действия по регулированию должны быть оправданы и последовательны, иметь четкую цель. Процесс принятия государственных решений должен быть открыт, а сами решения следует обсуждать с общественностью, причем формулировки должны быть понятны гражданам.

Оценка регулирующего воздействия является одним из инструментов умного регулирования. Она позволяет отсеивать вредные решения, обосновывать крупные бюджетные расходы и т.п. Предполагается, что в России процедуру ОРВ будут проходить все законодательные акты.

ОРВ дает возможность, например, выявить ошибки в постановке целей, их подмену. Например, законодательство предписывает обязательное использование ремней безопасности в автомобилях. Правоохранительные органы следят за тем, как соблюдается это правило. Но на самом деле нужно решать проблему безопасности дорожного движения, и понятно, что решают, в основном, не ремни. В рамках ОРВ рассматриваются несколько вариантов действий для достижения цели и выбирается наиболее эффективный.

Кроме того, ОРВ предусматривает публичные консультации по планируемому решению со всеми заинтересованными лицами.

К сожалению, пока нет технологии ОРВ, которая бы стопроцентно защищала от неэффективных законов. Например, в случае публичных консультаций не понятно, как отличить действительно заинтересованных в решении проблемы людей от «нашистских троллей» — всех тех, кто за деньги отстаивает нужную лоббистам законопроекта позицию. Кроме того, если воспринимать ОРВ как формальную бюрократическую процедуру (а чиновники к этому склонны), то положительных результатов от нее не дождешься. Но если в дополнение к ОРВ разработать понятную технологию общественного контроля «слабых мест», то механизм, может, и сработает, как надо.

На снимке: процесс принятия государственных управленческих решений в России (фото — пресс-служба президента РФ)



Оцените статью
Добавить комментарий