Как известно, хорошо подготовленные специалисты определяют уровень технологического развития страны. Но с этим не все так гладко. В качестве одной из проблем России был назван низкий конкурс на инженерные специальности. Так, желая для своих детей самой выгодной работы, россияне легко соглашаются оплачивать получение экономического образования, но с большим трудом — инженерное. Они почему -то считают что инженер — это недостаточно высокооплачиваемая работа. Возможно, это отголоски советского периода развития нашей страны, когда инженер часто получал более скромную зарплату, чем рабочий. В то же время, еще в 2009 году на Западе было опубликовано исследование CNN Money, проведенное совместно с PayScale, в котором высшую строчку рейтинга самых высокооплачиваемых в США специалистов занял системный инженер. По состоянию на 2012 год рейтинг несколько изменился, но все равно инженерные специальности продолжают входить в первую десятку самых высокодоходных и востребованных.
При всей важности указанной в начале дискуссии проблемы перезагрузка мифов взрослого поколения — не единственная задача, которая стоит перед сообществом вузов. Другой требующей решения задачей является растущая конкуренция на рынке труда, причиной которой являются как низкоквалифицированная и низкооплачиваемая рабочая сила, так и роботы. Растущая роботизация экономик влечет рост количества «лишних людей», обесценивает полученное ими ранее образование. Стоит отметить, что уже по улицам ряда штатов в США ездят так называемые гугломобили — транспорт, управляемый роботами. Очевидно, что профессия «водитель такси» может уйти в прошлое и образовательные услуги в части обучения этой специальности окажутся невостребованными. До того, чтобы роботы оставляли без работы высокообразованных людей пока не дошло, но опасность этого недооценивать нельзя.
Изменяют рынок образовательных услуг и интернет-технологии. Так, уже известно, что западные компании, проводя on-line конкурсы для школьников-индусов, устраивают победителей данных конкурсов на учебу и работу в своих структурах. Таким образом, талантливый индийский подросток получает образование в западной системе, по сути — вне национальной системы. Для самой Индии такой «образовательный империализм» ничего хорошего не сулит.
Кроме опасностей и проблем, на дискуссии были озвучены и несколько трендов инженерного образования. Среди которых — использование искусственного интеллекта в качестве постановщика задач научным коллективам, использование компьютерных игр в образовательном процессе.
Также был озвучен прогноз, что текущему «индустриальному образованию» осталось не более 15-20 лет и каждый последующий год будет снижать вес привычного нам образования и усиливать рост иных форм, в том числе — в виде обучения в виртуальной или дополненной реальности. Фактически, современная нам система образования находится в глубоком кризисе. При этом и кризис образования, и финансовый кризис являются проявлениями процессов, происходящих с нашей цивилизацией в целом. Как сказал один из докладчиков, мы осознаем наличие кризиса, но выход в основном ищем в информационных технологиях, а вот системных решений пока нет. Отсутствие системных решений в образовании может привести инженерное образование к кризису уже в ближайшие пять лет.
В дальнейшем выступавшие в дискуссии представители разных вузов и предприятий сокрушались о том, что в России не готовят специалистов с навыками динамического моделирования. Что не всеми понимается абсолютная необходимость — практика приема студентов с 3-4 курса на работу в профильные предприятия. Отмечено падение качества школьного образования.
Таким образом дискуссия показала, что мир в целом и Россия в частности стоит перед необходимостью кардинально изменить систему высшего и не только инженерного образования. В силу того, что кризис является системным, измениться должно не только образование, но и вся страна.
Фото: Stеve Jurvеtsоn (гугломобиль)
Подруга Дан Балан раскрыла тайны биографии Дакоты Джонсон. Личная жизнь теперь её, как на ладони.