В число выступающих вошли Борис Моргунов, помощник министра экономического развития Российской Федерации; Александр Чепакович, представляющий департамент энергетики и природных ресурсов Европейского банка реконструкции и развития; Мадс Линдевалл Кристиансен, консультант проектов Энергетического агентства Дании; Суреш Прабху, председатель Совета по энергетике, окружающей среде и воде Индии; Пьер Малле, директор по инновациям и технической стратегии Électricité Réseau Distribution France, и другие.
Текущая ситуация со спросом на электроэнергию в мире
Выступающие на форуме докладчики обозначили ряд тенденций, наблюдаемых в мировой энергетике. Первая — это постепенный возврат к строительству АЭС. Вторая — энергоизбыточность, которая наблюдается в Европе и Китае. Отчасти, причиной такого «перепроизводства» энергии является кризис, другой причиной был назван активный переход Европы на альтернативные источники при сохранении «традиционных» генерирующих мощностей.
Про Европу было сказано, что, несмотря на некоторые проблемы с финансированием, отчасти вызванные кризисом, европейцы все же продолжают реализовывать пакет мер «20-20-20». Этот пакет направлен на сокращение странами Европейского Союза к 2020 году на 20% выбросов загрязняющих атмосферу веществ, по сравнению с уровнем 1990 года, увеличение до 20% производства энергии из возобновляемых источников и доведение экономии энергии до 20-процентного уровня.
Успехи Дании, которые иллюстрируют ситуацию в Евросоюзе, в реализации экономии и использовании альтернативных источников энергии осветил один из спикеров форума Мадс Линдевалл Кристиансен. Он пояснил, что Дания собирается полностью отказаться от импорта минеральных источников энергии (уголь., нефть, газ) к 2050 году.
Неожиданно для многих мировых аналитиков, сокращение спроса на электроэнергию продемонстрировал и Китай — даже там мощности тепловых электростанций оказались невостребованными.
Из крупных стран энергодефицитной является Индия. Выступавшие вспомнили и индийский блэкаут 2012 года- крупнейшее в истории человечества отключение электроэнергии, которое коснулось более чем 600 миллионов индийцев.
Сокращение спроса на энергию в европейских и других энергоизбыточных на текущий момент странах снижает её стоимость на рынке, что негативно сказывается на программах развития энергетических компаний.
Общая ситуация в мире складывается такая, что в РФ ожидается снижение экспорта углеводородного сырья на 25-35% к 2015 году. Об этом сообщил участникам томского инновационного форума помощник министра экономического развития Российской Федерации Борис Моргунов.
Энергетика в России
В отличие от Европы, в РФ наблюдается рост спроса на энергию, но и здесь на данный момент он замедляется. Текущий прирост уже составляет менее 1% в год.
Среди наиболее обсуждаемых проектов — освоение арктического шельфа и и добыча сланцевой нефти. Все эти проекты масштабные, требуют титанических усилий и имеют достаточно длительный период окупаемости.
При этом в тени остаются перспективы более эффективного использования уже разведанных месторождений, что при меньших затратах может дать весьма ощутимый эффект. На обсуждении был поднят вопрос более эффективного использования уже имеющихся у страны ресурсов. В стране много устаревших и изношенных электростанций, КПД которых в среднем на 15% ниже по сравнению с аналогичными западно-европейскими.
Выступавший от Европейского банка реконструкции и развития Александр Чепакович сказал, что модернизация энергетических мощностей могла бы дать стране колоссальный эффект, ведь, по расчетам их банка, если сумма инвестиций в энергоэффективность генерирующих мощностей достигает 36 миллионов рублей, то период возврата инвестиций не превышает 3 года. Так что, финансовые вложения в модернизацию мощностей являются более привлекательными, по сравнению со строительством новых объектов, при том, что экономия после таких вложений обычно достигает 25%.
К большому сожалению, в связи с тем, что нет нормативно-правовой поддержки вложений в модернизацию генерирующих мощностей, предприятиям по экономическим соображениям вкладывать в реконструкцию нет резона, хотя это противоречит здравому смыслу. То есть, у России есть громадные скрытые резервы в плане эффективного использования уже имеющихся энергетических ресурсов, но для распоряжения этим богатством нужна политическая воля.
В России проявляется еще один тренд, который государству не нравится, которому оно сопротивляется, но ничего поделать не может. Это распределенная энергетика. Все большее количество предприятий убеждается в том, что выгоднее использовать собственные генерирующие мощности.
Лоскутное одеяло распределенной энергетики желательно соединить в общую сеть, но регулировать такую систему невозможно без использования интеллектуальных систем. Это показал европейский опыт. Опытом создания «интеллектуальных сетей» делился с присутствующими Пьер Малле, директор по инновациям и технической стратегии Électricité Réseau Distribution France (ERDF). В частности он сказал, что все французские сети среднего напряжения вляются «интеллектуальными», что на четверть сократило сроки перерыва снабжения в аварийных ситуациях. Во Франции уже 10 ГВт энергии обеспечивает генерация из возобновляемых источников. Интеграция возобновляемые источников в общую сеть — это большой вызов для энергетиков, поскольку ветрогенерация и солнечная генерация могут давать давать мощные всплески по объективным причинам. Всплески могут наблюдаться с восходом Солнца, а также вызываться ветренной погодой после штиля. Из-за всплесков резко растет риск ущерба оборудованию и вероятность аварии. Интеллектуальными сети во Франции могут считаться из-за того, что управляются сложным программным комплексом, который отслеживает множество датчиков, расположенных как у потребителей энергии, так и на разного рода частных генераторах энергии. Стоит отметить, что дочерняя структура ERDF сейчас год назад взяла под управление ОАО «Томская распределительная компания», в ведении которой находятся томские электросети.