Одни абсурдные репрессии уходят в историю, другие — вводятся в действие

Экскурс в историю сделал директор томского Мемориального музея истории политических репрессий Василий Ханевич. Заодно был показан фильм Юлии Мучник «Книжники», посвященный уголовному делу 1982 года.

Суть дела заключалась в следующем. Несколько томских интеллигентов самостятельно распечатывали, читали, распространяли и обсуждали такие книги, как «1984» Оруэлла, «Мы» Замятина, «Собачье сердце» Булгакова, «Лолита» Набокова или «Синтез йоги» Шри Ауробиндо. Через несколько лет такая литература уже появилась в свободном доступе в библиотеках и в магазинах. Но в 1982 году в СССР она была запрещена, как подрывающая основы советского социалистического строя.

О томских любителях книг узнал работник прокуратуры и написал донос. В результате возбужденного уголовного дела и суда нескольким людям было вменено лишение свободы, другие были приговорены к исправительным работам или принудительному лечению в психиатрической больнице. Имели место конфискации имущества, увольнение с работы, запрет на преподавательскую деятельность. Среди осужденных был, например, отец известного томского путешественника Евгения Ковалевского Александр Ковалевский, научный сотрудник СО РАН; Анатолий Чернышев, начальник лаборатории судебной медицины, Валерий Кендель, сотрудник кафедры генетики мед­института.

Как было сказано выше, лет через пять подобное «преступление» уже стало невозможным: эти книги читали и обсуждали все, они вошли в университетские программы. В 2000 году об осужденных сняли фильм, сейчас им посвящают выставки и лекции. 

Однако без репрессий по абсурдным поводам российское государство, похоже, не может жить. За дурацкую, но безопасную для людей выходку попали в колонию участницы группы Pussy Riot. Правоохранительные и следственные органы старательно выискивают состав хоть какого-нибудь преступления в жизни и деятельности хоть сколько-нибудь заметных представителей оппозиции. Наказание ждет мирных граждан за рисунки на футболках или уличные поцелуи. Есть только надежда на то, что буквально через несколько лет подобные действительно опасные для человеческих судеб глупости со стороны государственной репрессивной машины уйдут в историю.

На снимке: скан страницы из уголовного дела Валерия Кенделя (из Мемориального музея истории политических репрессий «Следственная тюрьма НКВД»)



Оцените статью
Добавить комментарий