Осмысленный русский бунт. Взгляд философа на национальный вопрос

«Осмысленный русский бунт. Начнем, что называется, с начала. С того, что я русская (советская) интернационалистка. Т.е. я — за солидарность «пролетариев» всех стран, униженных и оскорбленных. И продолжу. В 90-е гг. в момент убиения советской империи стала развиваться и всемерно поощряться, помимо антисоветизма, антисталинизма и антикоммунизма, махровая русофобия.

За рубежом – это дело привычное. Достаточно вспомнить Рейгана и Тэтчер времен Горбачева. Но речь идет о происходящем внутри страны. Привожу неточные цитаты без авторов. Могла бы и уточнить, но не хочу. Слишком неприятно. Так же, как и 20 лет назад: «Место русских — у параши», «Русские – носители красно-коричневой заразы», «Если не впишутся в рынок, пусть умирают», «Чемодан, вокзал, Россия», «Покайтесь!» и т.д. и т.п. Из совсем свежего: «ВСЕ ВАШИ бесполезные труды, безденежье, покорность, вонь, окурки…».

Про бесполезные труды и безденежье, похоже, прямо мне адресовано. Что может быть «безденежней» и бесполезней в первобытной стае, в которую превращается моя страна, нежели философия?

И рискну кое-что прояснить в «русском вопросе». Поскольку я знакома с политической теорией, то мне прекрасно известно, что любую идеологию формируют сверху. Это означает, что, судя по риторике, к власти в ходе «революции 90-х» пришли убежденные русофобы.

Допускаю, что команда реформаторов была интернациональна, и даже русские в ней присутствовали. Вся наша печальная история демонстрирует, что русские могут быть одержимы русофобскими настроениями. С нашей «национальной идеей» вообще какие-то кульбиты: русские могут быть ярыми русофобами, а люди с неславянским фенотипом вдруг объявляют себя русскими националистами.

Сталин употреблял формулу: «Мы, русские…» И вот теперь я, русский человек, несу ответственность за НКВД и ГУЛАГ. Хотя многие мои близкие пострадали в той кровавой каше. Современные «легальные» защитники «русской идеи» — источник самых больших бед для русского народа. Приходится нести ответственность за их неадекватность.

Однако продолжим. Знаю я и другое: демонизация народов – изобретение древнее и служит всегда одному и тому же от эпохи к эпохе: это всегда пролог к их экспроприации, отъему средств к существованию, изъятию условий социального и просто человеческого воспроизводства. На закате советской эпохи мы были внушительным сообществом. И нас нужно было нейтрализовать и ограбить.

Конкистадоры, сдирая кожу с индейца и сжигая его на костре, уверяли: «У индейца нет души», объясняя христианам в Старом Свете нехристианскую дикость в Новом во имя возлюбленного злата. Демонизировать русских можно было, только тыкая в имперское прошлое, особенно советское, которое создало столько научных, технических, идеологических, военных и геополитических проблем «мировому сообществу», на которое молилась реформаторская знать.

Стенания по поводу жертв «совка» не впечатляют. Европейская колонизация на 5 континентах в течение 5 веков происходила в такой форме, что заподозрить европейцев в милосердии к другим народам и расам, весьма сложно. Разве что если книжек не читать, а слушать только пропагандистские тенденциозные речи.

Да и что далеко ходить? Мы сегодня видим, каким образом осуществляется неоколониализм на Ближнем Востоке. И на какие ужасы способно «цивилизованное сообщество». Продолжим. Именно русские были ИТР, учителями, преподавателями, медиками, сотрудниками НИИ, рабочими больших заводов и т.д., а вовсе не сантехниками в подпитии и грязной тельняшке, как нас пытаются изобразить. Образованные и очень образованные слои советского общества. Начитанные и просвещенные. Иначе говоря, совершенно безопасные для творцов капиталистического будущего.

С вооруженными до зубов бандитами церемонились бы больше. Реформаторский блицкриг в отношении преподавателей и ученых сегодня объясняется теми же трусливыми мотивами. Русское население, которое проживало в национальных и автономных республиках, приняло первый удар, мгновенно стало заложником и жертвой местных русофобских настроений, поощряемых из центра.

Были погромы, изгнания, убийства. Было все. Не будем ворошить старое и страшное. Важно отследить тенденцию.

Продолжаю. Сегодня мы знаем, что встроиться в глобальный капитализм мы должны были на самых чудовищных условиях: наши новоиспеченные элиты были готовы принести в жертву и страну, и население, и индустриализацию, и советскую науку, и образование, лишь бы влиться в касту глобальных господ.

Это был приговор русским, нашему ОТЛИЧНОМУ образованию, нашим по-настоящему ОБЩЕСТВЕННЫМ профессиям. Зарплаты, бонусы, активы должны были взращиваться в других профессиональных нишах: торговля углеводородами, бизнес, торговля товарами ТНК, финансы, банковский сектор, политика, СМИ, развлечения. Экономистов, юристов, менеджеров, жандармов оставлю в стороне. Нечего обсуждать. Итак, нас там не ждали.

Однако предложи мне что-нибудь из этих «небесполезных трудов», я -«русская душою…» отмахнулась бы решительно. Финансы, банкинг, торговля углеводородами? Но, простите, скучно мне иметь дело с наличностью, не прихожу я в восторг от разбухшего банковского счета и разгрома конкурентов. И обирать свое население посредством кредитования и экспоненциального роста тарифов — стыдно и гадко. У детей — кусок хлеба. Б-р-р…Дикость. Политика? Фу. Окунуться в грязь, да еще и навредить своим близким. Не хочу! Да и тоска смертная: работать в сомнительной команде, принимать антиобщественные законы, оставаясь в вечности мародером и негодяем? «О нет, благодарю!» Шоу-бизнес? Избави бог! Даже если б могла петь, плясать, зубоскалить как фигляр и скоморох, мне противно кривляться из-за денег, инвестировать в желтую прессу, позорить себя, своих родных и размягчать мозги населению. СМИ? Но мое свободомыслие и анархизм никакая 4 «власть» не выдержит. Бизнес? «О нет, благодарю!» Кроме того, что я интернационалист, я еще и социалист. Не могу я пестовать сверхприбыль ценой унижений и эксплуатации бесправной рабочей силы – все равно, своей или мигрантской. Что же остается? Ах, да! Можно еще снимать специфическое «кино» в надежде на Оскара. Но это уж совсем стыдно, господа. Просто глобальное позорище! Так что же мне надо, спросите вы? А то, чем я всегда занималась, и что денег уже лет 20 не приносит, — только удовольствие. Сам процесс – уже «зарплата»: преподавание, чтение книжек, возлюбленная моя философия, миролюбивое знание.

Но все это объявили «неэффективным». Добрались и до этого. Вторая волна экспроприации. Что же мне делать? Совершенно точно я не запью, не уеду, не застрелюсь. Остается только переехать в Бирюлево и освоить булыжник вместо текста и речи.

Только булыжник швырну я не в сторону собрата своего по несчастью — обездоленного таджика, узбека и т.д., но совсем в другую сторону. Господа русофобы, русские и нерусские! Напоминаю: это и МОЯ страна, а не только 120 других народов. И я вовсе не быдло, «анчоус», «русак» в подпитии, тупой и безмозглый, с таким злорадством изображенный в «Нашей Раше» (кстати, кто финансирует эту гадость?) И я не исключение. Нас много.

И не надо уверять, что мы ВСЕ заслужили свою судьбу. И, что так нам и надо. Ведь это и есть фашизм. Антирусский фашизм. Он ничуть не краше русского фашизма. И еще пару замечаний. Русский человек поминает Сталина не из-за почтения к авторитаризму и жестокости, рабской любви к сильной руке. Нет.

Из-за великих проектов: индустриализация, культурная политика, большая наука, просвещение. Это было по-настоящему интересно. Даже без финансовых потоков. А люди убивали везде и всегда себе подобных, к несчастью. Люди – агрессивные существа. Такова уж наша природа. Что не означает, что я готова одобрять концлагеря.

По поводу надоевшего: «Покайтесь!» ( К слову. Кто адресат этого призыва? Я, мои родители, ни в чем не повинные? Мои дети? Или каяться я должна за свою «порочную» русскую генетику?) Пусть вначале покаются испанцы и португальцы за то, что зверски уничтожили доколумбовы цивилизации, сократив население двух Америк с 60 до 40 млн. за несколько лет; пусть покаются британцы за то, что они сотворили с Индией и Китаем в 19 в., за варварскую бомбежку Германии; пусть покаются американцы за уничтожение северо-американских индейцев, рабство, Хиросиму и Нагасаки, Вьетнам, кровавые «революции» в Латинской Америке, Гуантанамо, Югославию, Ирак, Ливию, Афганистан и т.д. и т. п. И две мировые войны, за которые они тоже несут свою часть ответственности.

Да. В советскую эпоху моя семья разъезжала по стране. И я проживала в Украине, Казахстане, Бурятии, Туве и Молдавии. Молдавия была многонациональна – просто мини-СССР. Там жили вместе украинцы, гагаузы, цыгане, молдаване, русские, евреи. И насмотрелась я и на пьянство, и на лень, и на глупость человеческую, без отнесения к национальному.

Так-что это не наши врожденные русские национальные дефекты. Это «человеческое, слишком человеческое», как сказал бы Ницше. Мы, конечно, очень терпеливы. Нам даже это ставят в вину. Согласна. Излишне терпеливы. Но в настоящее время, похоже, терпение – наше русское «ноу хау»- на исходе.

Я прекрасно понимаю, что гублю свою репутацию в глазах некоторых, но есть вещи, куда более драгоценные, чем моя репутация. Это – желание остановить дискриминацию русского большинства, потому что это может плохо кончиться для всех, — русофобов и русофилов. Если начнется война «русских» с «нерусскими»и «антирусскими», — достанется всем.

И, боюсь, это будет ПОСЛЕДНЯЯ битва.»

Наталья Просандеева
Институт философии РАН

 



Оцените статью
Добавить комментарий