Энактивный кинематограф – один из вариантов кино будущего, поясняют организаторы. Зритель оказывается бессознательно вовлеченным в происходящее на экране и … может его менять. Первая попытка энактивного кино – экспериментальный арт-проект финского режиссера Пии Тикки «Одержимость» (“Obsession”, 29 минут). Проект получил Prix Möbius Nordica за интерактивное повествование и был представлен в 2005 г. в Музее современного искусства «Киазма» (Хельсинки, Финляндия), в 2007 г. в музее Арс Нова (Турку, Финляндия), а также на XIII международном симпозиуме электронного искусства (ISEA 2006), проходившем совместно с биеннале Zero One (Сан-Хосе, Калифорния, США).
Проект состоит из фильма «Одержимость» и интерактивной инсталляции в режиме нон-стоп с несколькими экранами и биосенсорным интерфейсом. Насколько удачной оказалась эта первая попытка создания энактивного кино, можно будет узнать на встрече, которая пройдет в лекционном зале СФ ГЦСИ по адресу пер.Нахановича 3а в 19 часов. Вход свободный.
21 мая состоится публичная лекция «Когнитивная кино-матрица: наука, технологии и нейрокинематограф». Она начнется в 18:30 в 318 аудитории главного корпуса Томского государственного университета.
Лекцию прочитает Любовь Бугаева (Санкт-Петербург) — культуролог, исследователь кино, доктор философских наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, член редколлегии журналов Human Affairs, Pragmatism Today, Международного журнала исследований культуры. Преподавала в Австрии, Польше, США, ОАЭ.
«Не так давно появилась новая лексика, описывающая явления на пересечении науки, искусства и технологий, — сообщается в анонсе лекции. — Среди таких терминов — нейрокино или нейросинема. Они не имеют однозначного определения, ведь нейрокино — это не застывшая данность, но творческая экспериментальная площадка искусства будущего. В основе экспериментов лежит использование интерфейса «мозг-компьютер» в процессе создания фильма или его восприятия».
«С другой стороны, на рынке технологических новинок становится все больше устройств, контролируемых при помощи сигналов мозга, которые повсеместно и ошибочно рекламируются как «управляемые мозгом» или «управляемые разумом», — обращают внимание организаторы, PAST-центр ТГУ. — В основе таких устройств — нейрокомпьютерный интерфейс прямого управления. Он идеально подходит для свободной навигации в видеоиграх и в виртуальной реальности. Но можно ли его использовать в художественной практике? Какова история нейрокомпьютерного интерфейса в арт-пространстве? Какой будет гибридная реальность науки, искусства и технологий?».
На лекцию приглашаются все желающие, вход свободный.