Десять причин слушать импровизационную музыку. Post-Theses concert в Томске

Томичи смогли услышать игру основателя группы «Ночной проспект» Алексея Борисова (Москва), а также музыкантов из Кемерово (Александр Маркварт), Швеции (Joel Gripp), Франции (Antonin Gerbal), Германии, США (эти две страны, а также Францию объединяет трио «Vermulscht» — Pierre Borel, Paul Roth, Lea Lanoe), и даже Японии (Daichi Yoshikawa). Вопреки столь впечатляющему составу участников, концерт в зрелищном центре «Аэлита» был совсем не пафосным, а каким-то домашним, что, впрочем, не отменяло его сложного, интеллектуального содержания.

Но что представляет собой концерт импровизационной музыки, и, главное, зачем туда ходить? Вот 10 причин для приобщения к такому виду современного искусства.

1. Для выступлений используются не только привычные музыкальные инструменты — акустические и электронные, но и любые предметы, из которых можно извлечь звук. На «Post-Theses concert» это были, в числе прочего, кусок пенопласта и неваляшка-поросенок.

2. Исполнитель импровизационной музыки никогда не знает заранее, что он будет играть, и какие предметы из имеющихся в наличии станет использовать. Выглядеть это может максимально буднично: человек в простой одежде сидит за обычным столом, где лежат разные вещи, и дает им возможность звучать, а звукам — взаимодействовать друг с другом. В результате слушатель всегда получает неожиданные впечатления.

3. Сами звуки в импровизационной музыке тоже далеко не всегда являются привычными «музыкальными». В иной ситуации они могли бы быть шумом, причем весьма неприятным (как бесконечное пищание прекратившего вещать телевизора). Но исполнители умудряются достичь гармонии даже с таким материалом — в этом еще одна интрига подобных концертов.

4. Самый загадочный момент наступает в начале каждого сета. Случайные звуки, имеющие место в зале, вдруг сменяются не случайными — теми, которые намеренно извлекают музыканты. Но сначала на слух принципиальной разницы между случайными и неслучайными может и не быть! Только потом понимаешь, как шум сменяется тем, что уже можно называть музыкой.

5. Концерт импровизационной музыки предъявляет современное искусство в чистом виде: то, которое согласовано с течением времени здесь и сейчас, буквально — contemporary art. Искусство создается непосредственно в присутствии слушателя. То, что происходит, всегда оригинально и неповторимо.

6. С другой стороны, профессионализм музыкантов, их опыт игры в разных странах мира и в очень разных составах, включает работу даже в сибирских медвежьих углах в очень широкий контекст. Можно почувствовать связанность всего мира и то, что происходящее с человеком здесь может оказаться важным, где угодно. Ведь следы происходившего с музыкантом сегодня в Сибири вполне способны завтра зазвучать в Японии. И наоборот. Преимущество импровизации, конечно, в свежести звучащего следа.

7. Импровизационной музыке не мешает отсутствие части исполнителей или пропажа инструментов. Так, Пол Рот из «Vermulscht» не смог приехать в Сибирь из-за того, что ему не дали визу. Кроме того, у музыкантов украли оборудование. Но они воспользовались ситуацией по максимуму и сыграли в Томске совершенно драматический сет, показывая фото, видео и письма Пола из Стамбула вперемежку с визуализацией кемеровской действительности; а Пьер Борель играл на саксофоне то как человек, впервые взявший инструмент, то выдавая вполне профессиональный звук, но так редко, что заставлял его ждать и переживать в ожидании. То, что ты хочешь и не хочешь видеть или слышать, было собрано в одно. Как в жизни. Хочешь плескаться в Турции в море, а получаешь сибирский мороз и горы снега. Хочешь всем сердцем попасть в Россию, а получаешь кукиш. И так далее. Но музыка есть все равно!

8. Порой на концерте импровизационной музыки ты чувствуешь себя так, словно находишься на празднике пациентов психбольницы, тайно устроенном ночью в подвале. Но, поскольку ты присутствуешь здесь, то тоже являешься сбежавшим из палаты пациентом и, обладая сдвинутым сознанием, можешь ловить кайф от какофонии, которая на высокой скорости приобретает вполне танцевальный ритм. И вот ты уже постукиваешь ногой, покачиваешь головой под ударные и контрабас Joel Gripp и Antonin Gerbal, и черт знает что в руках у Daichi Yoshikawa. А где еще можно услышать соло неваляшки-поросенка в исполнении Александра Маркварта?..

9. Также можно ощутить себя интеллектуалом, получая редкое, изысканное удовольствие от восприятия столь сложного материала.

10. Импровизационная музыка являет собой нечто противоположное «нормальной», особенно коммерческой. Тем не менее, после таких выступлений возникает чувство, как будто посетил серьезный джазовый или даже симфонический концерт. Хотя классическая музыка и большая часть джазовой после импровизационной кажется слишком простой, практически — попсовой.

Современность импровизационной музыки заключается еще и в соответствии духу времени. Наша жизнь уже не может развиваться по заготовленному сценарию. Мы не знаем точно, что будем делать через месяц, а тем более — через год. Нам все время необходимо осваивать новые вещи и встраивать их в свою повседневность. Мы встречаем новых людей и учимся играть вместе с ними. Но, несмотря на все крутые повороты, гармония даже в сложном движении достижима. О чем напоминают музыканты.

Мария Митренина

На снимке: так перед слушателями делается импровизационная музыка (фото — из материалов фестиваля «Тезисы»)



Оцените статью
Добавить комментарий