С украинским кризисом поразбирались в Томске

Встреча с экспертом состоялась в Томском государственном университете, куда пришли студенты и преподаватели различных факультетов вуза, а также заинтересованные горожане — всего порядка 50 человек.

Сергей Маркедонов сразу обратил внимание на то, что не будет излагать "конспирологические" версии и рассказывать о том, кто кому и какое дает "печенье". Сегодня в медийном пространстве украинская тема вытеснила темы Кавказа, Афганистана, Ближнего Востока — практически, всех "горячих точек". Украина — вторая по размеру территории и пятая по численности населения страна в Европе, расположенная, практически, в ее центре, и соответственно играющая важную роль в конфигурации европейской безопасности. Так что украинский кризис задел всех ключевых игроков международного политического поля. При этом речь идет о первом крупном вооруженном противостоянии в Европе после распада Югославии.

Менее чем за год после начала антитеррористической операции в Украине число жертв конфликта превысило 6000 человек. 13 тысяч получили ранения. Количество беженцев достигло миллиона. Для сравнения: за три года конфликта в Нагорном Карабахе погибли порядка 19 тысяч человек, за 14 месяцев в подобной ситуации в Абхазии — 8 тысяч человек.

О холодной войне

Относительно присоединения Крыма к России Сергей Маркедонов отметил разницу зарубежной и российской оценки данного события, не присоединяясь ни к чьей точке зрения. Известно, что Запад оценивает это как аннексию и нарушение международных норм. Российское правительство говорит о волеизъявлении крымчан и "восстановлении исторической справедливости". В любом случае, украинский кризис стал крупнейшей конфронтацией между Россией и Западом со времен "холодной войны" с СССР. При этом Маркедонов не считает, что речь сейчас идет о "холодной войне-2". Между странами нет идеологического противостояния: в России не строят собственный тип общества, как это было в Советском Союзе, то есть большой разницы идеологических парадигм не существует. Несмотря на то, что украинский кризис влияет на все постсоветское пространство и отношения с соответствующими государствами, политики еще могут договариваться, допустим, о кооперации в отношении противостояния международному терроризму. Таким образом, конфронтация в связи с Украиной не имеет глобального характера, хотя создает много проблем.

Так, в результате украинского конфликта можно говорить о смерти СНГ. То есть, украинский кризис ускорил процесс фрагментации постсоветского пространства и обострил сюжеты национального эгоизма.

О легитимности киевской власти

По словам Сергея Маркедонова, в ситуациях "перекраивания границ" всегда встает вопрос о легитимности новых государств. Причем новую государственность не всегда признают не только другие страны, но и сами граждане, оказавшиеся на территории, где все изменилось. В пространстве большой страны живет разное население с разными позициями, поэтому то, что происходит в столице (например, появление новой власти) не всегда легитимно для окраин. Такая проблема как раз и способна обернуться военным конфликтом. Накануне антитеррористической операции в Донбассе Киевский международный социологический институт ("майдано-ориентированный") провел большой опрос украинского населения. И, как выяснилось, 70% людей из Донецкой и Луганской областей рассматривали киевскую власть как незаконную. Совершенно иная ситуация наблюдалась в соседних регионах — таких как Харьковская область: там не приняли новую власть меньше 37% населения. Соответственно, невозможно объяснить сложившуюся ситуацию исключительно "конспирологическими" причинами.

В целом, украинский кризис перезагрузил повестку дня, поставив под вопрос европейскую безопасность, а заодно осложнил отношения России не только с Западом, но и со странами, возникшими на территории бывших советских республик. Что же касается, например, "кавказской проблемы", то в результате украинских событий Кавказ "поменял политический имидж", превратившись из "горячей точки" Российской Федерации в "авангард Путина".

Идеальная Украина

Эксперт подробно ответил и на вопросы слушателей. Так, одного из студентов интересовало, какой выглядит для России "идеальная Украина". По мнению Сергея Маркедонова, это должна быть Украина нейтральная, вне НАТО, но при этом не имеющая жесткого выбора между Россией и Европой. Кремлю нужен "сосед", на территории которого не доминирует "киевское мнение". То есть, важно, чтобы Украина не стала санитарным кордоном Евросоюза. Вариант разгрома сегодняшних ополченцев, по словам Маркедонова, Кремль не рассматривает, и, вместе с тем, не собирается присоединять к себе Донбасс — территорию с разрушенной инфраструктурой и 4,5 миллионами населения, которые требуют большого количества финансовых вложений. При этом кремлевские власти, возможно, собираются использовать Донбасс как рычаг, препятствуя выбору Украины в пользу НАТО.

Что же делать самой Украине, да и мировой общественности, чтобы избежать дальнейших жертв? Как считает Сергей Маркедонов, успешное разрешение кризиса зависит от способности Киева и Донбасса выстроить состоятельную государственность, причем на основе позитивных идей, а не "образа врага". В настоящее время самым важным является преодоление хаоса, а о европеизации Украины речь уже не идет.

Что касается всех сторон конфликта в целом, то здесь имеет смысл перестать искать "правых" и "виноватых", делиться на "хороших" и "плохих", а вместо этого найти способы взять солидарную ответственность за то, что произошло. Ведь украинский кризис не является плодом коварных планов отдельных политических групп, а результатом сочетания многих факторов, к которым причастен каждый, для кого эта проблема существует.

Мария Митренина

Иллюстрация: значок работы сибирского дизайнера Ольги Речкиной



Оцените статью
Добавить комментарий