Уроженец Таймыра обгоняет писателя из Владивостока в процессе голосования на выборах Верховного Шамана России

Он происходит из старинного шаманского рода Нгамтусо. Его дед ─ Дюхаде был великим шаманом, а отец ─ Тубяку славился как шаман по всему Таймыру.

С 1994 года Леонид Костёркин стал считать себя прямым наследником шаманского дара отца, через пять лет после его смерти. Главным его помощником (Туобтусе) стала его родная сестра ─ Надежда. С тех пор Лабтымяку стал проводить камлания, лечить людей. Ежегодно совершает обряд кормления духов костюма Тубяку, сданного в 1982 г. на хранение в Таймырский краеведческий музей города Дудинки. Имеет трех сыновей. Живет в пос. Усть-Авам, Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО.

Н.Плужников, кандидат исторических наук, в журнале «Северные просторы» так описывает историю шаманского рода Костёркиных:

«Один из предков семьи Костеркиных, шаман Хоттаре, чтобы избавить свой род от голода, отправился гостить к Хозяину Воды. Он ушел в своем шаманском облачении под воду — пробили лунку в озере и опустили туда шамана. Через полтора года весной, как наказывал Хоттаре, прикочевали к этому озеру. Один из его сыновей увидел во сне отца, который сказал, что пора его вытаскивать, но пусть это делают люди не робкого десятка. Пробили лунки, опустили крючки, один из них тяжелый. Стали тащить. Показался Хоттаре — бьет в бубен, поет шаманские песни, но уж больно страшен — оброс чешуей и водорослями. Один из парней, тащивших его, не выдержал и выпустил веревку. Шаман ушел под воду, и уже навсегда. Именем Хоттаре назван шаманский шлем, главная святыня семьи Тубяку.

Другая семейная реликвия — лиственничный посох с тремя вырезанными головами. Он связан с предком Ниндили, который лечил таким посохом, прикладывая его к больному. Посох прилипал к человеку и ставил лежачего на ноги, от такого прикосновения болезнь уходила. «Модель» этого поcoxa хранится в Дудинском краеведческом музее».

«Прапрадед Тубяку, чтобы прекратить нападения волков на свое оленье стадо, «внедрил» волка в свою жену, и у него родился сын с волчьим хвостом. Сына назвали Тайбула — по-нганасански «хвостатый», «зимой как входит в чум, хвост отряхивает». Он стал большим шаманом.

Его сын и дед Тубяку — шаман Сырыа однажды избавил свой род от засухи. У нганасан жара связана с божеством Грома, поскольку гром бывает только летом. Сырыа обнаружил, что семейство Громов встало стойбищем прямо над его нганасанами и не может кочевать, потому что разболелся младший брат Грома. Сырыа как шаман вылечил его. Громы откочевали, и через три дня пошел дождь. Люди и олени были спасены.

Жена Сырыа на пятом месяце беременности стала во сне женой духа Оспы. Сын Сырыа и отец Тубяку — Дюходэ был знаменитым шаманом от Оспы. Эта болезнь производила страшные опустошения по всему Северу. Дюходэ рассказывал, что во время шаманского становления он у себя в голове обнаружил письмена — «должно быть, как у русских книги». Раз в год во сне к Дюходэ приходил Оспа и заставлял его перечитывать эти письмена. Чтение было очень трудным, но если шаман не сбивался, в этом году его люди оспой не болели.

Двое сыновей Дюходэ — Демниме и Тубяку, и его дочь Нобуптие стали шаманами. Про Нобуптие рассказывают, что, когда были гонения на шаманов, за Нобуптие прилетел из Дудинки вертолет с командой НКВД, но шаманка исчезла. Была зима, и из чума в тундру не вело никаких следов. Чекисты покрутились и, чтобы не возвращаться с пустыми руками, прихватили ее шаманскую одежду. По дороге тот, кто ее вез, сошел с ума — впал в беспамятство и что-то кричал на непонятном языке. Те, кто знали нганасанский, говорили, что это были самые отборные ругательства. А Нобуптие потом появилась, ей сделали новый костюм, власти больше ее не трогали».

«Демниме был старшим братом. Он и Тубяку поссорились на всю жизнь из-за того, кто же наследовал шаманский дар отца, считалось, что у их сестры другой шаманский корень. По нганасанским воззрениям, если шаманами становятся родные братья, они должны разделить территории и маршруты своих кочевок. Оба отсидели за свое шаманство в местах лишения свободы, Тубяку даже два раза. Старик Демниме с женой Хярку вырастили в тундре внука Игоря-Нгучамаку. Игорь наполовину русский, но шаманский дар, видимо, перейдет к нему, он был любимым внуком, самым близким Демниме человеком.

Сам Тубяку не любил говорить о своем шаманстве, однако один русский местный старожил однажды рассказал, как Тубяку нашел ему пропажу, просто глядя в нераспечатанную бутылку со спиртом. Еще в прошлом году старшее поколение поселка Усть-Авам, нганасаны и долганы, рассказывали, как Тубяку и Демниме лечили людей от туберкулеза, малокровия и других болезней».

«В начале 80-х у Тубяку умерла жена, первая помощница в его делах. С ее смертью от Тубяку ушла половина его духов-помощников. У нганасан жена шьет шаману его ритуальную одежду, и эта одежда принадлежит ей, а в случае ее смерти шаманская парка ее мужа кладется в ее погребальный караван со всеми вещами, которые были сделаны человеком или принадлежали ему. Видимо, поэтому Тубяку свой костюм и бубен продал в Дудинский краеведческий музей. А на фольклорный фестиваль народов России, где были сделаны эти снимки, вместе с родственниками нганасанского шамана приехал главный хранитель музея с шаманской одеждой и бубном Тубяку. Это была последняя встреча шамана со своими магическими предметами, которые позволяли ему совершать «походы» к богам самых разных областей мироздания».

Первый тур выборов Верховного Шамана России продлится до 23 июля 2009 года. В списке кандидатур — 188 шаманов.



Оцените статью
Добавить комментарий