- Концепция конференции
- Программа
- Томас Эльзессер: История кино как медиаархеология
- Маша Годованная: Видео формат: «трэш и угар»
- Питер Бьюз: «Интимность, единственная в своем роде: археология мгновенной фотографии»
- Михаил Степанов: Медиа живые и мёртвые, или монстры археологии медиа
- Ольга Шишко: Погружения: в сторону тактильного кинематографа
- Николя Рей: «„Дайте мне бачок LOMO, и я сделаю фильм“: независимые кинолаборатории художников сети filmlabs. org »
- Кинопоказ: «Советская власть плюс электрификация» (Les soviets plus l’électricité), реж. Николя Рей (2002), 175 мин.
Концепция конференции
В конце XIX века кинематограф родился как искусство и как технология — в один и тот же момент. Олаф Меллер в своем эссе «Утраченные горизонты» замечает, что XX век — это пленка. Это век, запечатленный на пленку, и каждый из ее форматов — от 8 мм до 70 мм — становится конкретным отрезком Истории, или конкретным способом рассказывать истории. XXI век стал веком дигитальных изображений — статичных или движущихся, но в область археологии сегодня ушли и некоторые цифровые технологии, носители — например, DVD-диск, за счет бонусов и дополнительных звуковых дорожек изменивший синефильские практики и стратегии. Можно сказать, что носитель, с помощью которого сначала созданы, а потом проявлены и спроецированы изображения — сам по себе язык, тихий монолог в подтексте, бэквокал со своим содержанием, и без его понимания невозможно до конца понять ни произведение, ни художника, ни время. Этим дополнительным «голосам» в фотографии, видео и кино и будет посвящена конференция.
Программа
Томас Эльзессер: История кино как медиаархеология
В течении почти ста лет мы обсуждаем кинематограф в основном с точки зрения фотографии, организуя свои теории вокруг кино как оптического инструмента, связанного со светом, проекцией, прозрачностью, или как записывающего прибора, связанного с индексом, отпечатком и следом. В век цифровых изображений, такой подход к истории кино больше не кажется жизнеспособным, поэтому нам может понадобиться другой подход, нам может понадобиться другая «археология» — иными словами, другое прошлое, чтобы сделать возможным другое будущее, не только выходящее за пределы тезиса о «смерти кинематографа», но также признающее меняющуюся функцию движущегося изображения для арт-пространств, информационного общества, культуры памяти и «креативных индустрий».
Маша Годованная: Видео формат: «трэш и угар»
Принято считать, что только кино может умереть. Этому формату пророчили смерть с самого момента его возникновения. Однако развитие видео-формата сопряжено с постоянным преодолением себя: смертью и перерождением на пути к недосягаемому эталону — кино. Видео — это формат перманентного поедания самого себя ради совершенствования. В своей презентации рассматриваются некоторые аспекты технологического и исторического контекстов развития видео формата и рождения новых правил восприятия изображения.
Питер Бьюз: «Интимность, единственная в своем роде: археология мгновенной фотографии»
Что делает фотографии, снятые на Polaroid (1948—2008) уникальными, что отличает их от остальных, выполненных с помощью других технологий? Самые простые ответы: насыщенность изображения, узнаваемые «выцветшие» оттенки, своеобразие полученных отпечатков, — но ни один из этих ответов на самом деле не объясняет, в чем уникальность полароида. Разговор о нем предполагает допущение, что это была во многих смыслах «извращенная» технология, поскольку она не предполагала копирования и требовала больших фотокамер в то время, как остальные камеры становились все меньше. Также стоит рассмотреть тезис о том, что комбинация скорости, неповторимость каждого кадра и исключения проявочной комнаты из процесса, являются уникальными характеристиками «полароида», так же как и присущая ему «интимность», когда фотограф, фотография и фотографируемый/ое оказываются максимально близкими во времени и пространстве. Это, как и многое другое, делают археологию «полароида» ценной на фоне «близких связей» цифровой эпохи.
Михаил Степанов: Медиа живые и мёртвые, или монстры археологии медиа
Забытые, устаревшие, заброшенные технологии и платформы, называемые dead media, тем не менее, постоянно возвращаются к жизни медиахудожниками. Что делает медиа «живыми», почему медиа становятся «мёртвыми», и есть ли жизнь медиа после «смерти»? Художественная или научная реанимация подобной нежити радикально отличает медиаархеологию от традиционных археологических раскопок. Главным отличием здесь является отсутствие меланхолии, ностальгии по чему-то, чего уже больше нет, желанному недостижимому, напротив, здесь имеет место активный и позитивный настрой и устремленность — «возможно всё». Возвращенные к жизни медиа не принадлежат ни миру прошлого, ни миру настоящего, а трансформируют современность в направлении будущего. Анализу этих предложений монструозных технологий современной визуальной культуре и их экспликациям будет посвящен доклад.
Ольга Шишко: Погружения: в сторону тактильного кинематографа
На протяжении всего ХХ века крупнейшие художники современности трансформировали и изобретали киноформы. В синематографе они находили визуальную полифонию, чарующее наслоение пространств, возможность нескольких реальностей одновременно и множество путей для воображения. В докладе будут визуализированы повторяющиеся циклические процессы, которые возникают и исчезают, и снова и снова возникают вновь в истории новых технологий, и выходят за рамки отдельных исторических контекстов. Идеи «расширенного смотрения» Михаила Матюшина, «чистого кино» Казимира Малевича и Ганса Рихтера, «внутреннего кино» Марселя Дюшана, тактильного кинематографа Сальвадора Дали, монтажа аттракционов Сергея Эйзенштейна, переформатируются в экспериментах современных художников. В свою очередь эти примеры основаны на утопических идеях, которые встречались в более ранних культурных процессах. Нереализованные «машины мечты» могут быть столь же красноречивы, как и реализованные артефакты.
Николя Рей: «„Дайте мне бачок LOMO, и я сделаю фильм“: независимые кинолаборатории художников сети filmlabs. org »
С начала 1980-х годов в разных частых мира кинематографисты начали коллекционировать оборудование для кинолабораторий, которые постепенно изымались из индустрии, чтобы использовать их для создания своих произведений. От маленьких лабораторий с ручным процессом, оборудованных в ванных комнатах, до более крупных и укомплектованных подразделений по производству пленочных копий — целая плеяда лабораторий, контролируемых самими художниками сегодня объединена под флагом интернет-сайта filmlabs. org. Работы, которые делаются в таких мастерских, имеющие форму или законченного фильма, или инсталляций, или живых перформансов, оживляют сеть экспериментальных кинопоказов, маленьких или больших фестивалей и программы альтернативных кинотеатров. Презентация, которая пройдет в городе, подарившем миру совершенно особенный объект — проявочный бачок LOMO на 15 метров пленки, откроет реальность этих особенных практик.
Кинопоказ: «Советская власть плюс электрификация» (Les soviets plus l’électricité), реж. Николя Рей (2002), 175 мин.
В начале нулевых французский режиссер Николя Рей со своей 16-мм камерой отправился в Магадан — город, который во всем мире ассоциируется с предельным удалением, депортацией, ссылкой. Путешествие по маршруту Париж-Киев-Днепропетровск-Москва-Новосибирск-Кемеров-Братс-Якутск-Магадан превратилось в трехчасовой фильм, состоящий из аудиодневников, документальной съемки, автобиографических замечаний и исторического комментария. Своим названием фильм обязан известному ленинскому тезису «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» — но из путешествия Рея по постсоветской России «коммунизм» неизбежно пришлось вычесть.
Вход на конференцию свободный, будет обеспечен синхронный перевод. Регистрация: newstage.timepad.ru/event/246502/ Начало: 27 сентября в 13 часов на Новой сцене Александринского театра.
О других интересных событиях можно узнавать в календаре "Куда пойти в Петербурге" и вступив в группы в социальных сетях: во Вконтакте "КПП — Куда пойти в Петербурге" и в такой же группе в FB.