Зрители смогут увидеть работы таких художников, как Анжелика Булатова, Лира Гундерина, Артем Терсков, Аксинья Сарычева, Наталья Климченко и всех, кто будет готов в эти сроки подключиться к процессу. Некоторые из названных принимали участие в Фестивалях нового искусства, которые прошли в 2015 году и перцептивных сессиях.
Появление независимых художников сопровождается текстом, который, по своему духу, фактически является манифестом, описывая позицию участников по отношению к сложившейся культурной ситуации.
Манифест независимых художников
Молодые художники не должны становиться заложниками чиновничьего или кланового паттернализма, если они хотят искать и отстаивать свой путь, свой стиль, искать свое пространство для творчества. Очень важной задачей оказывается задача коммуникации: назависимые художники выходя к зрителю, показывают свое лицо и дают самому зрителю шанс уйти от шаблонного видения искусства. Собственно, путь к искусству сейчас мыслится не столько через демонстрацию голого мастерства – это чисто прикладной, ремесленный подход. Современное изобразительное искусство становится все более сложным и в концептуальном и в перцептивном смысле. Оно задействует непривычные и разные по происхождению смысловые поля: от генетики до архаических орнаментов. И сталкивает между собой разные привычки зрителя, привычки воспринимать искусство. Вообще же, как и во всякой новой форме, искусство сейчас это еще и разговор о границах жанра, что сейчас осознается как искусство. Каковы привычные и новаторские каноны его восприятия. Какой должна быть форма художественного высказывания, художественного жеста. Чтобы не быть просто копированием устоявшихся форм, а стать формой осознанного художественного послания, которое может быть быть считано зрителем. Новое, независимое, молодое искусство есть в Томске. Оно говорит нам о том, что томское изобразительное искусство это не только деревянные домики и классические городские пейзажи. Не только бесконечное повторение таежных сюжетов и поэтизация Севера. Молодые художники Томска, имеющие мастерство, имеющие талант, для того чтобы заявить о себе, должны получить такую возможность. Независимо от выставкомов и рецензий пожилых коллег. Мнение которорых не может быть эталонным и тоже зависимо и ангажированно. По сути дела оно становится в современных условиях не законодательством вкуса, а регрессивной формой власти художественной институции.
Предлагаемая выставка решает таким образом некоторые насущные задачи:
— Задача эмансипации молодых художников от своих учителей и эмансипации своего творчества в рамках широкого художественного сообщества.
— Задача утверждения собственного видения искусства и собственной градации вкуса.
— Задача обновления поля томского искусства; инновативность, обращенная к просвещенному томскому зрителю.
— Зрителю, который устал от объяснительных и дидактических форм репрезентации художественного.
— Зрителю, стремящемуся отпустить свой вкус на свободу в свежие, неизведанные поля перцептивных взаимодействий с новым, независимым искусством.
Иллюстрация: рисунок Аксиньи Сарычевой