В своем обращении общественник из Иркутска сообщает следующее:
«20 декабря 2013 года Государственной Думой РФ принят, 25 декабря одобрен Советом Федерации, а 28 декабря подписан Президентом РФ Федеральный закон №ФЗ-433 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
Настоящим законом вводится в действие статья 280.1 УК РФ, предусматривающая наказание за «публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».
Вносимые изменения в уголовное законодательство коренным образом противоречат базовым конституционным нормам и представляют собой посягательство на основные права и свободы гражданина, и являются подрывом конституционного строя Российской Федерации.
Выражение «публичные призывы» предельно неконкретно, и подразумевает в том числе и запрет выражать свое мнение по какому-либо вопросу. Статья 29 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину Российской Федерации свободу мысли и слова. Согласно статье 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Конституционное ограничение свободы слова устанавливается Конституцией исчерпывающим образом (статья 29, часть 2): Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. То есть в этом случае мы имеем дело с необоснованно расширительным толкованием понятий, влекущим за собой серьезные правовые последствия, в форме уголовного преследования за взгляды и идеи и фактически ликвидирующим одно из базовых гражданских прав – свободу мысли и слова.
Пояснительная записка, прилагаемая к проекту ФЗ-433, откровенно вводит в заблуждение законодателя и общественность, утверждая, что «Принцип территориальной целостности гарантирует … невозможность выхода субъекта Российской Федерации из ее состава».
Это утверждение также противоречит нормам Конституции Российской Федерации.
Понятие «территориальная целостность», являющееся одной из основ государственности, не отменяет и не может отменить другого базового принципа – права на самоопределение, также гарантированного статьей 5, частью 3 Конституции Российской Федерации: Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Этот принцип – самоопределения народов – является одной из основ самого существования Российской Федерации, наряду с любым другим, и не может быть отменен ни решением Государственной Думы, ни решением любого иного органа государственной власти Российской Федерации.
Согласно статье 15, части 4 Конституции Российской Федерации:
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Обязательность и приоритет международного права, подразумевает собою также и Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года). Пунктом 1 статьи 1 этого Пакта значится следующее:
Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
Таким образом, инициаторы закона прямо посягают на гарантированные Конституцией Российской Федерации базовые общепринятые права народов, грубо попирая международные соглашения и принципы, которые обязалась соблюдать и выполнять Российская Федерация.
Статья 55 Конституции Российской Федерации гласит однозначно:
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Закон же ФЗ-433, как видим, однозначно и безоговорочно отменяет свободу мысли и слова и право на самоопределение, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Следует отметить, что данные статьи Конституции РФ, столь грубо попираемые законом ФЗ-433, относятся к Разделу 1 Конституции – то есть к той ее части, которая не подлежит изменению волею представительных либо исполнительных органов власти, а может быть отменена только лишь вместе с самой Конституцией РФ. И, как следствие – вместе с ликвидацией самой Российской Федерации, как государственного образования.
Таким образом, внесение и принятие указанного Федерального Закона №ФЗ-433 может быть расценено как посягательство на основы конституционного строя Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным,
ПРОШУ:
1. Признать содержание Федерального Закона от 28 декабря 2013 года №ФЗ-433 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» противоречащим Конституции Российской Федерации в части нарушения им статьи 5, части 3, статьи 29, статьи 15, части 4 Конституции Российской Федерации.
2. Вернуть указанный Федеральный Закон законодателю для внесения в него изменений, согласующих его с нормами Конституции Российской Федерации.
3. До достижения соответствия указанного Федерального Закона конституционным нормам Российской Федерации считать его недействующим и юридически ничтожным».
Ранее Михаил Кулехов уже направил первым лицам государства заявление о посягательстве на основы конституционного строя Российской Федерации по поводу другого законопроекта о пропаганде сепаратизма.