Заодно российские вузы столкнутся с последствиями демографической ямы 1990-х — в университеты придет слишком мало студентов, а растущая мировая конкуренция "заберет" самых талантливых и платежеспособных: ведь сегодня не обязательно учиться в своей стране.
С другой стороны, для университетов открываются новые возможности и рынки. Это, например, азиатские студенты, или дети мигрантов (включая гастарбайтеров), которые тоже готовы и хотят учиться. Еще один рынок — взрослые люди в возрасте от 25 до 45 лет, со своими требованиями к образовательным программами, отличающимися от запросов обычных 17-20-летних студентов. Также появляются новые профессии, которым кто-то должен учить.
Правда, большинство вузов — порядка 70% — не чувствуют угроз и не особо вдохновляются возможностями. Но процентов 20 вузов послабее испытывают страх в условиях перемен. По прогнозу Юрия Лифшица из американского агентства Entangled Solutions, которое занимается проведением реформ в университетах, порядка 5-10% вузов в обозримом будущем исчезнут: либо закроются, либо будут присоединены к более крупным структурам.
Что же делать университету, чтобы выжить? Юрий прочел об этом трехчасовую лекцию в Санкт-Петербурге в рамках проекта "Щепотка соли", а GlobalSib.com записал самое интересное.
Примечательно, что, благодаря своей работе в США, Юрий хорошо представляет, как американские вузы решают проблему своего дальнейшего существования. А российские могут у них поучиться.
Пути выживания
Далеко не все университеты могут себе позволить — финансово и морально — запустить грандиозную реформу. Большинство перемен касается максимум нескольких сотен студентов.
Например, вместо того, чтобы реформировать все факультеты, открывается один новый, но "крутой" факультет. Вводятся понемногу новые специальности, новые программы и форматы.
Еще одно направление изменений — административные реформы. Это, касается, в основном, управления студентами. В американских вузах работают целые подразделения, которые следят за тем, чтобы все студенты доучивались до конца. Более того, в этой сфере появляются стартапы, позволяющие автоматизировать отслеживание студенческих "групп риска" — тех, кто вот-вот (по разным причинам) готов бросить вуз.
Также в университетах внедряются точечные изменения в отношении текущих программ.
По мнению Юрия Лифшица, если вуз не готов запускать большие проекты перемен, то надо вводить не одно, а много мелких изменений одновременно. В случае успеха такие изменения можно масштабировать.
Стартапы для спасения университетов
Примечательно, что в США развивается бизнес, помогающий университетам оставаться на плаву. Это, например, система, обеспечивающая онлайн прием заявок абитуриентов в порядка 600 вузов. Не нужно никуда ехать, чтобы подавать документы! Это, с одной стороны, дает абитуриентам возможность гарантировать себе поступление хоть в какой-нибудь вуз (провалился в один — будешь учиться в другом), а с другой — обеспечивает доступ к малоизвестным университетам: на каждый найдутся свои студенты.
Так что, в России вполне бы мог появиться аналогичный стартап.
Еще одно направление околовузовского бизнеса — альтернативные (негосударственные) образовательные кредиты. Правда, в случае со стартапами следует хорошо подумать над целевой аудиторией. Финансировать можно, например, образование взрослых платежеспособных людей, причем по прикладным программам, обеспечивающим получение востребованной на рынке профессии.
Наконец, на базе вузов могут появляться альтернативные программы обучения, лучше реагирующие на изменения рынка, чем традиционные факультеты. Это краткосрочные (от нескольких недель до полугода) программы, обеспечивающие "последний рывок" перед получением выпускником хорошей работы.
Обучение онлайн как экономически выгодное направление
Понятно, что далеко не все вузы и не всегда занимаются элитным образованием, принимая и выпуская весьма платежеспособных людей, готовых и дальше спонсировать родной вуз. Значительное число выпускников получают обычные, не слишком экономически выгодные профессии. Это, например, администраторы различных учреждений — от прокуратуры до больницы. В сложных финансовых условиях встает вопрос: как сделать такое образование дешевле?
Выход есть: переводить такие программы в онлайн. Что позволяет экономить на числе преподавателей, общежитиях, использовании аудиторий и оборудования. Кроме того, у онлайн-обучения есть свои рынки. В США в их число входят военные, проходящие службу, причем государство дает им хорошие образовательные кредиты, так что вузы конкурируют за военнослужащих в качестве студентов. Онлайн-магистратура подходит и молодым мамам, сидящим с детьми и желающим получить новую специальность. В целом, формат образовательной программы должен быть таким, чтобы подходить под жизненную ситуацию целевой аудитории.
Где брать студентов?
Еще одна серия лайфхаков для вузов связана со способами набора студентов. Это, например, рекрутинг студентов из "плохих" вузов после первого-второго курса. Молодой человек понимает, что он поступил не туда, что бывает образование получше и поинтереснее… И тут ему дает возможность для перевода другой университет! Здесь, конечно, имеют значение каналы распространения информации: чтобы студенты одного вуза своевременно узнали, как их ждут в другом.
Ранний рекрутинг в форме работы со школьниками — тоже распространенная практика. При этом американские вузы могут делать курсы для Курсеры как раз с целью привлечь внимание школьников к своему образованию. Другая форма работы — campus visit, когда школьникам вместе с родителями дается возможность пару дней пожить в кампусе и познакомиться с университетом. При этом университет способен даже оплатить билеты на самолет.
Понятно, что в числе мотивов выбора того или иного вуза находится возможность получения хорошей работы после выпуска. Так что, университет должен системно сотрудничать с работодателями. Это касается не только "элитных" рабочих мест. Массовый работодатель тоже заслуживает внимания — ведь к нему как раз идет среднестатистический выпускник. Но для сотрудничества с такими нужно применять также "массовые" методы работы. Например, делать большую рассылку резюме выпускников по компаниям одного профиля (допустим, турфирмам) и устраивать масштабные ярмарки вакансий.
Комментарий GlobalSib.com
За бортом лекции остались всякие "возвышенные" вопросы, вроде миссии университетов в современном мире, значения высшего образования для формирования личности и культуры, смысла научных исследований. Складывалось впечатление, будто вся идентичность современного университета заключается в том, что это всего лишь сложный бизнес по предоставлению образовательных услуг в соответствии с потребностями населения и государства. Но, может, в современном мире университету, чтобы выжить, надо быть как раз таким?..
Мария Митренина
Другие эксперты о будущем университетов
Российские университеты рискуют остаться без будущего