А тут что ни день, то кейс. Деньги — это вопрос этики, а не экономики. Даже в ракурсе государственного господства, когда деньги в размере, привлекательном для заработка, есть только у государства, и ты делаешь ту работу, которая нравится государству, а не полезную для общества или радостную для себя. А потом из-за денег (из-за отношений денег разных стран) наступает крах государства. Или возьмем личный крах из-за кредитов, смертельно опасного искушения, приводящего действительно к самоубийству.
Дальше: кому давать деньги, а кому не давать. Если за пределами магазинов. Магазин вообще место упрощения, упорядочивания отношений с деньгами, хотя провоцирует шопоголизм. То есть, деньги связаны с девиацией. Отдавать деньги за ненужные вещи — это что? Распределение денег за работу при отсутствии внятных регламентов вообще жесть. Брать деньги за лекцию или не брать? Брать — неудобно, не брать — некомфортно. А как все хотят бесплатного пиара!
Благотворительность, донейшн, суммы рекомендованного пожертвования. Чувство стыда, когда не можешь дать хотя бы 1000, хотя бы 500 рублей. И встречный стыд при необходимости просить деньги.
Возвращаясь на макроуровень, надо вспомнить о городах, которые отдают свои деньги (налоги) другому городу (Москве), а потом униженно выпрашивают дотации, и, в целом, живут в бедности, будучи неспособными построить хотя бы километр новой дороги, в то время как "Москва жирует".
Но весь этот этический пласт уходит из рассмотрения. Как отметил лектор — Якоб Фрухтманн — про секс говорить можно, а про деньги нельзя: "неприлично".
Мария Митренина
Читайте также: