INNOVUS-2013 выявил угрозы, проблемы и возможности России

Осознание угрозы

Россия крайне сильно зависит от топливно-энергетического комплекса, в том числе непосредственно от экспорта углеводородов. Согласно данным, приведенным Анатолием Чубайсом — главой «Роснано» — на пленарном заседании форума, ТЭК даёт 70% экспортной выручки, 50% федерального бюджета, 30% ВВП.

В то же время из речи помощника министра экономического развития Российской Федерации Бориса Моргунова стало ясно, что власти ожидают снижение экспорта углеводородного сырья на 25-35% к 2015 году. Подробнее про российскую энергетику можно прочитать тут.

Соотнося одно с другим, нетрудно представить, какого размера дыра может появиться в федеральном бюджете и насколько хватит резервов страны для поддержания «стабильности» на текущем уровне. Очевидно также, что падение спроса на углеводороды сильно подорвет как инвестиционный, так и инновационный потенциал нефтяных и газовых холдингов.

Исходя из того, что томский инновационный форум INNOVUS-2013 прошел под флагом «Газпрома», можно сделать вывод, что газовый гигант осознал масштабы возникшей угрозы; и, хотя с большим опозданием, но озадачился поиском союзников и партнеров среди вузов, инновационного малого и среднего бизнеса.

Препоны и барьеры

Форум высветил большое количество барьеров, мешающих возникновению и деятельности инновационного малого и среднего бизнеса. В первую очередь — это неразумное, часто просто противоречащее здравому смыслу российское законодательство. Другая причина — отсутствие информационных систем, посредством которых корпорации могли бы хотя бы узнавать о существовании малых предприятий требуемого профиля и о перечне предоставляемых ими услуг. Третья причина — непонимание крупными компаниями особенностей малых предприятий. Например, того, что, задержав по невнимательности платеж, можно уничтожить своего поставщика. Четвертая, но не последняя причина — это неразвитость консалтинговых услуг. Подробнее про выгоды и проблемы взаимодействия малых предприятий и корпораций тут.

Скрытые резервы

При всем многообразии требующих решения задач и серьезности угрозы, инновационный форум выявил, что в стране есть много скрытых резервов. Среди которых — возможность за счет быстроокупаемых инвестиций в модернизацию генерирующих мощностей избавиться от необходимости строительства новых электростанций. Экономические и экологические выгоды такого подхода налицо.

Следующим не реализованным резервом является получение редких и ценных металлов из техногенных отходов. Так профессор Томского политехнического университета (ТПУ) Леонид Рихванов прямо назвал техногенные отходы (золошлаковые отходы, продукты сжигания угля, хвостохранилища золото-рудных месторождений) «техногенными месторождениями». ТПУ уже принимает участие разработке способов добычи мелкодисперсного золота из хвостохранилищ золото-рудных месторождений, а золошлаковые отходы совсем скоро могут стать источником таких редкоземельных металлов, как скандий, германий, тантал. 

Есть возможность оценить и освоить также иностранный опыт, который тоже может стать источником роста. Особенно примечателен опыт Израиля, который из множества семейных предприятий научился создавать кластер, ведущий себя как большая и эффективная во всех смыслах фирма.

Что осталось «за кадром»

В итоге, инновационный форум показал, что инновационный потенциал у страны однозначно есть. Также стало понятно, что «Газпром» угрозу своему положению осознал. А вот Государственная Дума РФ шестого созыва ( см. оценку качества действующей Думы одним из её депутатов) никакого оптимизма не внушает, и не ясно чем можно мотивировать её на изменение мешающих бизнесу и развитию страны законов.

Не затронутые вопросы: рынок труда

На форуме руководитель «Газпрома» очень оптимистично отнесся к внедрению инновационных разработок, реализуемых в компании и касающихся антикоррозийной защиты трубопроводов. Руководство газовой монополии надеется, что в скором времени, благодаря новым материалам, удастся практически до нуля сократить потери, вызванные коррозией труб. Стоит при этом отметить, что неизбежным последствием внедрения инноваций является изменение рынка труда. В случае с применением инновационных изоляционных материалов, скорее всего, останутся без работы многие тысячи специалистов, занимающиеся, в частности электрохимической защитой трубопроводов от коррозии. Сейчас они еще востребованы: на сайте «Газпрома» можно увидеть  вакансию «Инженер-конструктор 2 категории (по направлению «Электрохимзащита»)».  Вузы все ещё продолжают готовить специалистов по этому направлению. К примеру, Уфимский государственный нефтяной технический университет открыл магистерскую программу «Защита от коррозии  объектов транспорта и хранения нефти, газа и воды». Но с большой долей вероятности заметная часть таких специалистов начнет терять работу, а выпускники магистерских программ начнут испытывать серьезные проблемы с поиском работы.

Другим примером инновации (уже зарубежной), которая также создаст большое давление на рынок труда, можно назвать 3D-принтер, способный напечатать двухэтажный дом со всеми комнатами, лестничными пролетами, трубами и перегородками, используя для этого лишь песок и неорганический компаунд.  Скорость печати такого дома занимает по времени всего четверть от обычного срока постройки подобного рода строений. Очевидно, что пройдет совсем немного времени и множество строителей потеряют работу.

При легко просчитываемых изменениях нужно уже сейчас думать о том, как конкретная инновация повлияет на общество, экономику, рынки. Но в государстве, как видно по выступлениям чиновников, нет аналитического центра, который бы прогнозировал то, как внедрение инноваций отобразится на рынке труда и образования. Нет государственных программ по созданию новых рабочих мест для работников, которые будут высвобождаться в результате внедрений инновационных продуктов и устаревания своих специальностей.

Инновации внедрять крайне важно, но важно при этом активно создавать новые рабочие места. Эту тему, выступая на «Инновусе», затронул представитель израильской компании. Он сообщил, что создание нового рабочего места в Израиле на малом предприятии в 10 раз дешевле создания рабочего места в корпорации.

Таким образом, именно малый бизнес может вобрать в себя многие тысячи высвобождаемых корпорациями после внедрения инноваций работников. Малый и средний бизнес могут снизить социальную напряженность в обществе в период кризиса. Но именно малый бизнес активно уничтожается российским государством. В чем причина — в глупости чиновников или в сознательной «подрывной деятельности» — сказать сложно. Но факты таковы. С 1 декабря 2012 года, по 1 мая 2013 года закрыли свое дело порядка 500 000 индивидуальных предпринимателей. Не последнюю роль сыграло увеличение с 2007 по 2013 годы более чем в 19 (девятнадцать) раз поборов в пенсионный и иные фонды.

Поэтому складывается впечатление, что государство одной рукой просит о помощи, созывая инновационные форумы, а другой — активно пилит сук, на котором сидит.

Фото: tomskforum.ru



Оцените статью
Добавить комментарий